Блог

Главная Может ли отличаться размер платы за содержание и ремонт для собственников и нанимателей МКД?

Показать статьи темы

за


Может ли отличаться размер платы за содержание и ремонт для собственников и нанимателей МКД?

В нашем блоге неоднократно рассматривался вопрос о порядке установления размера платы за содержание и ремонт для собственников помещений МКД.

При этом, практически, в каждой управляющей организации встречаются и муниципальные/ ведомственные квартиры в которых проживают и оплачивают услуги наниматели. Сегодня мы восстановим справедливость и поговорим о необоснованно забытых нанимателях, а точнее о размере платы за содержание и ремонт для нанимателей жилищного фонда.

Объем прав и обязанностей нанимателей и наймодателей по договору социального найма регулируется главой 8 ЖК РФ. Если указанные помещения относятся к специализированному жилищному фонду, то все правоотношения между нанимателем и наймодателем регулируются главой 10 ЖК РФ.

Орган местного самоуправления, являясь публичным собственником муниципального жилищного фонда (квартир) наравне с остальными собственниками обязан нести бремя расходов по содержанию и ремонту общего имущества соразмерно доле в праве общей собственности и утвержденному перечню работ. При этом, в случае передачи муниципального жилищного фонда в наем по договорам социального найма или найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, обязанность по внесению платы за содержание и ремонт жилого помещения возлагается на нанимателей таких жилых помещений.

В соответствии с ч.4 ст.155 ЖК РФ, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Определением ВС РФ от 29 сентября 2014 г. по делу № 306-ЭС14-63 оставлено без изменения постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2013 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.03.2014 по делу № А06-3264/2013 Арбитражного суда Астраханской области, которыми удовлетворены требования ТСН к администрации города Астрахани   в связи с тем, что если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

По смыслу ч.4 ст.155 ЖК РФ, разница в плате, вносимой нанимателем жилого помещения, и в плате, подлежащей перечислению наймодателем управляющей компании, обусловлена размерами этих плат, установленными в договоре социального найма и договоре управления.

Как указано в Определении ВС РФ от 1 марта 2011 г. № 86-Впр10-9, наниматель жилого помещения по договору социального найма несет бремя содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома в том размере, который для него установлен органами местного самоуправления, независимо от того, выбран или не выбран собственниками помещений многоквартирного дома тот или иной способ управления таким домом. Наличие разницы между платой за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, установленной для нанимателей жилого помещения органами местного самоуправления, и соответствующей платой, предусмотренной договором управления, для собственников помещений предполагает обязанность по ее перечислению управляющей организации наймодателем. Данное правило носит общий характер и каких-либо исключений из него Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает.

Данная позиция подтверждается так же Письмом Министерства регионального развития РФ от 6 марта 2009 г. № 6175-АД/14 «Об установлении органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда», согласно которому: отсутствие средств соответствующего бюджета не может являться оправданием отказа внесения наймодателем такой части платы. В этом случае необходимо внесение изменений в соответствующий бюджет. Поскольку частью 14 статьи 155 Кодекса предусмотрена возможность уплаты пени лицами, несвоевременно и (или) не полностью внесшими плату за жилое помещение и коммунальные услуги, то при наличии задолженности предусмотренные частью 14 статьи 155 Кодекса меры могут быть применены к муниципальному образованию (в частности, в случае невыполнения наймодателем обязанности, установленной частью 3 статьи 155, или при несвоевременном и (или) не полном внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, приходящейся на находящиеся в муниципальной собственности нежилые помещения).

Так же из указанного письма следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для указанных нанимателей необходимо устанавливать дифференцированно для каждого многоквартирного дома соразмерно плате собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для указанных нанимателей не может быть больше, чем размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений по решению их общего собрания в многоквартирном доме в соответствии с частями 7 и 8 статьи 156, статьями 162 и 164 Кодекса, пунктами 34 и 36 Правил.

Как как указано в письме Министерства строительства и ЖКХ РФ от 17 марта 2016 г. № 7513-ОЛ/04, размер платы за содержание жилого помещения должен определяться индивидуально для каждого многоквартирного дома на основании утвержденного собственниками помещений такого дома перечня и периодичности проведения работ и (или) оказания услуг.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.01.2018г. оставлено в силе Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2017 по делу № А56-4217/2017 которым суд признал законным привлечение к ответственности управляющую организацию за доначисление нанимателям жилищного фонда единовременных целевых взносов (установленных протоколом общего собрания собственников). Как указано в Постановлении, решение собственников помещений в многоквартирном доме об изменении тарифов обязательно для самих собственников, в том числе и для Учреждения, а не для нанимателей.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

1.Нанимателям жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда необходимо выставлять плату за содержание и ремонт в размере, не больше, чем установленный органами местного самоуправления.

2.Разницу в размерах платы должен возместить наймодатель.

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих организаций и ТСЖ, позволяющая автоматизировать работу аварийно-диспетчерской службы, клиентского отдела, бухгалтерии, а также с помощью приложения жители смогут записаться на прием в свою УО или ТСЖ, подать показания ИПУ, пожать заявку в диспетчерскую.  Вся необходимая информация о сервисе по ссылке

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользоваться формой ниже. 




Комментарии

Комментарий

Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!