До V Юбилейного Слета осталось

Блог

Главная Паспортизация отходов населения управляющей организацией

Показать статьи темы

за


Паспортизация отходов населения управляющей организацией

Работа управляющих организаций (далее - УО) всегда находится под пристальным вниманием не только жителей, но и надзорных органов, от которых на регулярной основе в адрес УО поступают предписания с требованиями устранить нарушения, порой и не всегда обоснованные. Случаются и такие ситуации, когда УО узнает о своих обязанностях, только получив очередное предписание от контролирующего органа. Далее мы попробуем найти истину в вопросе о том, является ли УО обязанным лицом по паспортизации отходов, образующихся от жизнедеятельности населения.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) раскрывает, что следует понимать под паспортом отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (ст. 1 Закона № 89-ФЗ).

В силу ч.1 ст.14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности (ч. 3 ст. 14 Закона № 89-ФЗ).

Порядок паспортизации отходов  I - IV классов опасности и типовая форма паспортов отходов             I - IV классов опасности установлены  Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (далее – Правила паспортизации).

Обязанность оформления паспортов отходов согласно п. 4 Правил паспортизации возлагается на  индивидуальных предпринимателей (далее – ИП) и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

Кроме того, транспортировка отходов осуществляется только при наличии паспорта отходов               (ч. 1 ст. 16 Закона № 89-ФЗ).

Если исходить из буквального толкования вышеприведенных норм, паспорта отходов должны оформлять юридические лица и ИП только в том случае, если такие отходы образовались исключительно в результате осуществления их деятельности.

Естественно, что львиная доля отходов в горах мусора, складируемого на контейнерных площадках вблизи многоквартирных домов, образуется в результате жизнедеятельности физических лиц – собственников и пользователей помещений в МКД. Как видно из вышеприведенных норм требования к непосредственным «виновникам» образования мусора – физическим лицам по подготовке паспорта отходов не предъявляются.

К сожалению, действующее на сегодняшний день законодательство не содержит четкого указания на лицо, которое обязано изготавливать паспорта отходов, образуемых в процессе жизнедеятельности населения.

Мнение судов и контролирующих органов достаточно противоречиво в разграничении ответственности по данному вопросу. Кто-то придерживается позиции о том, что обязанным лицом в изготовлении паспортов отходов является управляющая организация, а другие считают, что таковым лицом будет являться мусоровывозящая компания.

Поскольку при управлении многоквартирным домом управляющая организация отвечает лишь за содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, а также за организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, в рассматриваемой ситуации нельзя говорить о необходимости выполнения управляющей организацией обязанностей по паспортизации отходов.

Кроме того, как неоднократно уже указывалось судами, размер обязательств управляющей организации не может быть больше чем размер обязательств собственников помещений.

Возможно, что с учетом Определения Верховного суда РФ от 31 января 2018 года по делу № 305-ЭС17-10622 сложится положительная для УО судебная практика.

Как указал Верховный суд РФ «Управляющие организации, обеспечивая в соответствии с договорами на управление общим имуществом многоквартирных домов, сбор и вывоз коммунально-бытовых отходов, являющихся следствием жизнедеятельности физических лиц, проживающих в многоквартирных домах, действуют, фактически, как представители собственников помещений, а не как лица, осуществляющее деятельность по размещению отходов по смыслу Закона об отходах. Размер обязательств управляющей организации должен определяться размером обязательств собственников помещений. Поскольку на собственников помещений - физических лиц обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения права осуществлять хозяйственную и иную деятельность (именно так плату за негативное воздействие определяет Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 05.03.2013 N 5-П) законом не возложена, такая обязанность не может возникнуть и у управляющей организации.

Является ошибочным вывод судов о том, что, исходя из положений статей 39, 135, 158 ЖК РФ, подпункта «д» пункта 11 Правил № 491, собственники помещений в многоквартирном доме по договору управления фактически передают управляющей организации свои обязанности «образователя» отходов производства и потребления, в том числе собственность на эти отходы...

Из указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил № 491 следует лишь обязанность управляющей организации в интересах собственников помещений организовать сбор и вывоз мусора, принадлежащего последним, а не переход к ней права собственности на отходы. Договором на управление общим имуществом многоквартирных домов не предусмотрен переход права собственности на отходы к управляющей организации. Условие о передаче права собственности не может подразумеваться, оно должно быть прямо выраженным».

При этом необходимо учитывать, что есть категории отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности самой управляющей организации, включая офисные отходы, отработанные ртутьсодержащие лампы и прочее. По факту образования указанных отходов и отнесения их к категории отходов I - IV класса опасности, паспорт отходов придется изготовить все же управляющей организации.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги УК и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе по ссылке

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.



Комментарии

Комментарий

Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!