Блог

Главная Аффилированность и дробление бизнеса по управлению МКД – на что срочно обратить внимание. Часть 1

Показать статьи темы

за


Аффилированность и дробление бизнеса по управлению МКД – на что срочно обратить внимание. Часть 1

В настоящее время налоговые органы достаточно активно проверяют деятельность организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД. На своих семинарах я уже больше года предупреждаю клиентов о том, что в нашей стране давно взят курс не на поддержку бизнеса, а на его разрушение через доначисление налогов. К сожалению, как показала практика, предупреждения особо не работают. Большинство слушателей «уверовало» в бессмертность своего бизнеса, что впоследствии было поставлено под сомнение налоговиками в виде многомиллионных доначислений налогов.

В нашу юридическую службу практически каждую неделю обращаются управляющие организации, которые «попались» налоговикам, которые нашли признаки аффилированности в деятельности управляющей организации и получении ею, так называемой, «необоснованной» налоговой выгоды.

Большинство считает доначисления несправедливыми, но налог, изначально, - штука несправедливая, так как государство живет за счет того, что отбирает часть денег, как у бизнеса, так и у населения. Поэтому я в данной статье не буду пытаться оправдать «несправедливость», а в очередной раз укажу на те «болячки», которые есть практически у каждой управляющей организации.

Итак, поехали…

В Налоговом кодексе РФ (далее по тексту – НК РФ) понятия «необоснованной налоговой выгоды» не содержится, однако такое понятие ввел Высший арбитражный суд (далее по тексту – ВАС РФ) в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее по тексту – Пленум №53).

В п.1 Пленума №53 ВАС РФ указал, что под налоговой выгодой для целей настоящего Постановления понимается «уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета».

В п.6 ВАС РФ указал, что взаимозависимость участников сделок сама по себе не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. Но в данном случае не всё так просто, так как в этом же пункте указано, что взаимозависимость участников сделки может быть признана судом обстоятельством, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в случае, если налоговые органы представят суду доказательства наличия следующих обстоятельств:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;

  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

В приведенном выше перечне прямо не указано, что работа взаимозависимых управляющих организаций и (или) подрядчиков управляющих организаций однозначно порождает получение необоснованной налоговой выгоды.

Но, давайте копать глубже...

Существует три основных «типовых» схемы построения бизнеса по управлению многоквартирными домами:

1)      Схема, когда одна крупная управляющая организация на общей системе налогообложения (далее по тексту – ОСНО) была искусственно разделена на несколько управляющих организаций, которые стали использовать упрощенную систему налогообложения (далее по тексту – УСНО). Тут, извините, дробление налицо.

 


 

2)      Схема, когда на территории субъекта РФ работает несколько «дружественных» управляющих организаций, применяющих УСНО. Формально они могут даже иметь разных учредителей и никакого дробления изначально не было.


 

3)      Схема, когда работает одна управляющая организация, применяющих ОСНО (обратите на это внимание) и у нее есть «карманный» подрядчик, для которого существует только один контрагент – управляющая организация.

 


 

Ой, да у нас УСНО и нет никакого дробления бизнеса, скажут некоторые. Но и вам не стоит расслабляться, так как налоговиками претензии по схеме №3 предъявляются и к «упрощенцам».

А теперь давайте внимательно посмотрим на те критерии, по которым налоговики цепляются к управляющим организациям.

Все критерии налоговики прописали в Письме ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ «О направлении обзора судебной практики, связанной с обжалованием налогоплательщиками ненормативных актов налоговых органов, вынесенных по результатам мероприятий налогового контроля, в ходе которых установлены факты получения необоснованной налоговой выгоды путем формального разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности на подконтрольных взаимозависимых лиц» (далее по тексту – Письмо ФНС).

В Письме ФНС налоговики достаточно грамотно систематизировали судебную практику по формальному разделению (дроблению) бизнеса как в пользу себя любимых, так и в пользу налогоплательщиков. Обратите внимание, что налоговики прямо указали, что:

  1. «в рамках мероприятий налогового контроля налоговыми органами устанавливаются факты снижения налогоплательщиками своих налоговых обязательств путем создания искусственной ситуации, при которой видимость действий нескольких лиц прикрывает фактическую деятельность одного налогоплательщика»;

  2. «получение необоснованной налоговой выгоды достигается в результате применения инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, формально соответствующих действующему законодательству».

Иными словами, доводы о том, что управляющей организацией всё сделано в рамках закона (а ранее я писал, что такие доводы приводятся повсеместно) на налоговиков и на судей «впечатления» особого не производят.

В письме ФНС налоговики выделили следующие общие признаки, свидетельствующие о согласованности действий участников схем дробления бизнеса с целью ухода от исполнения налоговой обязанности:

 

  1. дробление одного бизнеса (производственного процесса) происходит между несколькими лицами, применяющими специальные системы налогообложения (систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) или упрощенную систему налогообложения (далее - УСН)) вместо исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций основным участником, осуществляющим реальную деятельность;

  2. применение схемы дробления бизнеса оказало влияние на условия и экономические результаты деятельности всех участников данной схемы, в том числе на их налоговые обязательства, которые уменьшились или практически не изменились при расширении в целом всей хозяйственной деятельности;

  3. налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от использования схемы дробления бизнеса;

  4. участники схемы осуществляют аналогичный вид экономической деятельности;

  5. создание участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала;

  6. несение расходов участниками схемы друг за друга;

  7. прямая или косвенная взаимозависимость (аффилированность) участников схемы дробления бизнеса (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т.п.);

  8. формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;

  9. отсутствие у подконтрольных лиц, принадлежащих им основных и оборотных средств, кадровых ресурсов;

  10. использование участниками схемы одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта в сети "Интернет", адресов фактического местонахождения, помещений (офисов, складских и производственных баз и т.п.), банков, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета, контрольно-кассовой техники, терминалов и т.п.;

  11. единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы дробления бизнеса может являться другой ее участник, либо поставщики и покупатели у всех участников схемы являются общими;

  12. фактическое управление деятельностью участников схемы одними лицами;

  13. единые для участников схемы службы, осуществляющие: ведение бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, подбор персонала, поиск и работу с поставщиками и покупателями, юридическое сопровождение, логистику и т.д.;

  14. представление интересов по взаимоотношениям с государственными органами и иными контрагентами (не входящими в схему дробления бизнеса) осуществляется одними и теми же лицами;

  15. показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения;

  16. данные бухгалтерского учета налогоплательщика с учетом вновь созданных организаций могут указывать на снижение рентабельности производства и прибыли;

  17. распределение между участниками схемы поставщиков и покупателей, исходя из применяемой ими системы налогообложения.

На сегодня всё, в следующей части я разберу каждый из 17 вышеуказанных признаков, приведу «нехорошую» для управляющих организаций практику и покажу, как сделать правильно…

Не переключайтесь)))

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих организаций и ТСЖ, позволяющая автоматизировать работу аварийно-диспетчерской службы, клиентского отдела, бухгалтерии, а также работу со злостными неплательщиками. Более подробная информация здесь.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже. 



Комментарии
Ирина Маркова
09:30 08.05.2019
Что такое НДС с ФОТ(18% от ФОТ)???
Юрий Кочетков
10:44 13.05.2019
Цитата
Ирина Маркова пишет:

Что такое НДС с ФОТ(18% от ФОТ)???
Тут все просто...

Вы нанимаете сотрудника и платите ему к примеру 20 000 рублей (налоги включены). Потом затраты на сотрудника "перевыставляете" собственникам в виде платы за СиР.

Сотрудник ваш, а значит вы его услуги на стороне не приобретаете. По НК РФ продажа услуг собственникам по этому сотруднику облагалось ранее (до 2019 года) по ставке 18%, так как льгота по пп.30 п.3 ст.149 тут была неприменима.

В результате вы теряете с 20 000 ФОТ 18% НДСа.

Если же вы купите услуги такого сотрудника у сторонней компании, то применяется льгота по НДС и вы экономили как раз 18% от ФОТ

Комментарий

Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!