Блог

Главная За отсутствие бахил — готовьтесь заплатить штраф 300 т.р.

Показать статьи темы

за


За отсутствие бахил — готовьтесь заплатить штраф 300 т.р.

О том, что нарушением лицензионных требований наши органы надзора (далее — ГЖН) признают малейшие нарушения жилищных Правил — давно уже не новость. Степень ретивости и «кровожадности» органов ГЖН меняется от региона к региону.

То, что по справедливости явно не отнесешь к нарушению лицензионных требований: например, перегоревшая лампочка в подъезде либо еще какие мелкие нарушения, которые имеются практически в любой управляющей организации (УО), наши доблестные «пополнители бюджета» легко относят к таковым, не стесняясь, несмотря на отсутствие этого в законе, толкуя нормы в свою сторону.

Даже ранее ВС РФ об этом писал в своих актах, что не могут нарушения правил в целом относиться к лицензионным нарушениям. Но потом, как всегда, «переобулся в прыжке» и начал вещать совсем другое, противоположное, когда дело коснулось управляющих организаций ЖКХ...

При этом все они почему-то не думают, каким образом и за счет чего такие штрафы будут платиться? Ведь явно что с тех же самых денег из платы за содержание общего имущества (СОИ). Так как большая часть УО занимается только этой деятельностью и не имеет бешенных доходов из других источников. Да и о сотрудниках УО тоже особо никто не беспокоится: как и где они в дальнейшем будут работать при банкротстве УО или финансовых проблемах из -за недетских штрафов. Тем более, при ограниченном количестве вакансий на рынке труда во многих регионах страны.

Весной в нашем блоге была опубликована статья, в которой говорилось о внесенных в закон изменениях по поводу работы аварийно-диспетчерских службе (далее - АДС) управляющих организаций. С 01 марта 2019 года АДС должны работать по новым, более конкретизированным Правилам, которые, конечно же, улучшают «благоприятные условия проживания в МКД» для собственников, но еще более усложняют работу управляющей организации (кто бы сомневался?).

Изменения внесены в Постановление Правительства РФ № 416 от 15.05.2013 года «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее — Правила 416). Она касаются и записи телефонных разговоров АДС и их хранении, времени ответов на звонки, обратных звонков, времени выполнения заявок, форменной одежды, бейджиков (нашивок), удостоверения, одноразовых бахил у сотрудников УО при посещении драгоценных собственников.

Ну и у органов ГЖН появилось намно-о-о-о-о-го больше поводов для проверок и штрафов, которые не преминули уже назначаться, конечно же, по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ — за нарушение лицензионных требований по управлению МКД.

Еще не так давно было даже сложно представить что УО будут штрафовать за неотвеченный вовремя звонок АДС, за отсутствие бахил у сотрудников УО, да и за другие не очень серьезные нарушения, которые никому не причиняют вред. Почему-то никогда не слышала о том, что врачи должны иметь с собой бахилы и не переться в дом, где маленький больной ребенок в уличной обуви. А тротуары, к сожалению, как в Европе, никто у нас не моет. Я сама, например, имею в запасе дома бахилы и вручаю их врачам, чтоб никто в уличной обуви не шагал в моем жилье. А вот сотрудники УО должны сами иметь с собой бахилы, так Правила 416 говорят.

Про мытье тротуаров зря написала: а вдруг в светлые головы наверху еще придет в голову обязать управляющие организации и дорожки мыть возле домов… Чтоб врачам бахилы не таскать. Все это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Первые ласточки, в виде штрафов за нарушение лицензионных требований, уже полетели, думаю, с каждым днем таких будет все больше и больше… Про бюджет, надеюсь, все помнят?

На сайте Государственной жилищной инспекции (далее — ГЖИ) Оренбургской области появилась вот такая первая ласточка. Управляющую организацию города Бузулук оштрафовал мировой суд за нарушение лицензионных требований, а именно: отсутствие информации на досках объявлений, нарушен 30-минутный срок локализации аварийной ситуации в системе отопления, не соблюдены сроки исполнения заявки, отсутствие у сотрудника УО удостоверения, одноразовых бахил. «Повезло», что протокол составлен на руководителя и штраф составит «всего» 25 000 рублей. Но кто мешает в будущем в других случаях составить протокол на ЮЛ и впаять по полной штраф на 300К ? Вот именно НИЧЕГО...

Действительно, пунктом 173 Правил 416 предусмотрены такие требования к сотрудникам УО при посещении помещений собственников: спец.одежда, удостоверение, одноразовые бахилы, бейджик (нашивка на одежду).

А в пункте 13 Правил 416 как раз указаны сроки выполнения заявок АДС:

  • локализация аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения не более чем в течение получаса с момента регистрации заявки;

  • ликвидацию засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения в течение двух часов с момента регистрации заявки;

  • ликвидацию засоров мусоропроводов внутри многоквартирных домов в течение 2 часов с момента регистрации заявки, но не ранее 8 часов и не позднее 23 часов при круглосуточном приеме заявок;

  • устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок не более 3 суток с даты аварийного повреждения.

А вот реально ли локализовать и выполнить заявки в установленные сроки — не очень ясно. Ведь если АДС не находится в шаговой доступности (в случае, когда работу выполняет сторонняя организация на основании договора), либо сотрудник выполняет обслуживание нескольких МКД в разных частях города, например, то каким образом он успеет за 30 минут локализовать что-то, когда ехать туда будет как раз это время.

Ведь штат УО не может быть безразмерным. Да и дома бывают разные, на которые штатную единицу на дом не поставишь ввиду их малых размеров. А зарплату надо сотрудникам платить, и налоги, и сборы с этой зарплаты - практически до 50% от суммы зарплаты… Но кого из властьимущих это когда-то волновало? Как говорится, проблемы индейцев шерифа не волнуют.

Складывается впечатление, что эти нормы изначально писались для того, чтобы легче было штрафы собирать. Да и единого мнения о том, является ли нарушение Правил 416 нарушением лицензионных требований среди правоприменителей не имеется. Хотя суды и органы ГЖН давно уже для себя решили, что относятся, что и подтверждается судебной практикой уже давно и многократно.

А про нормы Закона о лицензировании вообще суды не вспоминают при рассмотрении протоколов органов ГЖН. Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства РФ в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства РФ, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.

Постановление ВС РФ от 8 февраля 2018 г. № 41-АД18-4: «…Как указано в части 4 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг».

Но ВС РФ в отношении управления МКД решил по другому. Именно любое нарушение любой нормы жилищного Закона или Правил при управлении МКД является нарушением лицензионных требований, за которое легко можно получить штраф до 300 тысяч рублей. Даже за перегоревшую лампочку (цена вопроса — до 100 рублей) или за отсутствие бахил (цена вопроса — до 10 рублей).

Определение ВС РФ № 305-АД16-19653: «…Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает и соблюдение Правил № 170».

Очень хочется надеяться, что органы надзора всегда будут действовать строго по закону, разумно и справедливо. Однако практика моей работы в ЖКХ показывает, что такая надежда часто бывает необоснованной. Ведь все мы знаем, «закон, что дышло...», и не зря это изречение так популярно в нашей стране.

С уважением, Ильмира Носик.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже. 




Комментарии

Комментарий

Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!