Форум

Главная ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ ИНТЕРЕСНАЯ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА Борьба с повышенным размером пени, установленным Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»

RSS
Борьба с повышенным размером пени, установленным Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»
 
Что-то я как-то устал от того, что ресурсники с нас взыскивают повышенный размер пени, в то время как другие участники рынка (ТСЖ, ЖСК и потребители) уплачивают пени в меньшем размере. Для разнообразия решил в очередном деле оспорить применение абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике" при наличии прямых договор между собственниками и реусерсоснабжающей организацией.
Иллюзий не питаю (особенно по поводу КС РФ), но думаю, что если все мы в разных регионах начнем приводить нижеизложенные доводы, то что-то может сдвинуться с места.



Ответчик также не согласен с расчетом пени и считает, что сумма пени подлежит снижению до размера, установленного в ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, абз. 9, 11 п. 2 ст. 37 ФЗ от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» по следующим основаниям.

1. Из содержания абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» следует, что данная норма распространяется только на те управляющие организации, которые приобретают электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг.

Истец предъявляет к ответчику требование о взыскании пени, рассчитанной исходя из абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Согласно абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Очевидно, что для правильного применения данной нормы необходимо установить цель, с которой управляющая организация приобретает электрическую энергию.
Собственники помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, в порядке, установленном ст. 44, 157.2 ЖК РФ, приняли решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями. Ответчик уведомил об этом истца письмами _____________________________________. С момента заключения прямых договоров между собственниками и ресурсоснабжающей организацией исполнителем коммунальной услуги является истец (письмо Минстроя России от 04.05.2018 № 20073-АЧ/04). Именно истец предоставляет потребителям коммунальную услугу по электроснабжению и получает от потребителей плату за коммунальную услугу по электроснабжению.
Ответчик не получает от потребителей плату за коммунальную услугу по электроснабжению, а получает плату за жилое помещение. Законом однозначно разделены понятия «плата за жилое помещение» и «плата коммунальные услуги» (ч. 1 ст. 153 ЖК РФ). Плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме не является платой за коммунальные услуги, а входит в состав платы за помещение (п.2) ч.1 ст. 154 ЖК РФ, п.1) ч.2 ст. 154 ЖК РФ) и включается в расходы за содержание жилого помещения (п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).
Такому разделению корреспондирует п. 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 утверждены, далее Правила №124). Согласно п. 4 Правил №124 управляющая организация, обязана обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, при наличии прямых договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией, управляющая организация приобретает электрическую энергию не для целей предоставления коммунальных услуг (как указано в абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»), а в целях содержания общего имущества. Поэтому при наличии прямых договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией управляющая организация не должна уплачивать пени на основании абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»), так как данная норма в силу прямого указания закона распространяется только на те управляющие организации, которые приобретают электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг. Иное, расширительное толкование закона, устанавливающего ответственность участника правоотношений, недопустимо.

2. Управляющая организация должна оплачивать коммунальные ресурсы в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.08.2016 № 305-ЭС16-3833, по делу № А40-39666/2015).

Плату за коммунальные ресурсы потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме управляющая организация получает от собственников и пользователей помещений в составе платы за содержание жилого помещения (ст. 154 ЖК РФ, абз. 5 п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). Осуществляя начисления собственникам помещений и сбор оплачиваемых ими денежных средств, управляющая организация, по существу, выступает посредником между гражданами как фактическими потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями. Аналогичная позиция содержится в определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.08.2016 № 305-ЭС16-3833, по делу № А40-39666/2015).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивали, что объем обязательств исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающими организациями не может быть большим, нежели объем обязательств пользователей и собственников помещений дома, так как исполнитель коммунальных услуг (товарищество собственников жилья, управляющая организация и т.п.) не имеет самостоятельного экономического интереса и иного источника дохода, кроме платежей таких собственников и пользователей (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.04.2009 № 15791/08, от 09.06.2009 № 525/09, от 15.07.2010 № 2380/10, от 24.07.2012 № 3993/12, определения Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2015 № 310-ЭС15-912, от 02.07.2015 № 303-ЭС15-2333, от 26.10.2015 № 310-ЭС15-7676, от 16.01.2017 № 304-ЭС16-18887).
Таким образом, управляющая организация должна нести ответственность за несвоевременную оплату электрической энергии в том же размере, что установлена для конечных потребителей (ч.14 ст. 155 ЖК РФ).


3. Возложение на управляющую организацию обязанности уплачивать пени в большем размере, чем на других участников рынка (товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы) является дискриминационным и противоречит части 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации.

Согласно абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно абз. 9 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно абз. 11 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.
Из приведенных норм следует, что граждане-потребители и товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии несут ответственность в том же размере, что установлена в ч.14 ст. 155 ЖК РФ. Расчет пени для данной категории потребителей начинается с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты. В то время как для управляющей организации расчет пени начинается со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты и по повышенной процентной ставке. При этом, управляющая организация не в праве требовать с собственников и пользователей помещений пени с первого дня просрочки исполнения обязательств и в больше размере, чем установлено в ч.14 ст. 155 ЖК РФ. То есть абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» создает дискриминационные условия (п. 8, ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), так как ставит управляющую организацию в неравное положение по сравнению с другими участниками правоотношений, такими как (граждане-потребители, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы). Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, могут без каких-либо последствий оплачивать услуги в течение 30-ти дней после наступления срока исполнения обязательств, в то время как управляющая организация несет ответственность уже с первого дня после срока исполнения обязательств и по более высокой процентной ставке.
Указанные выше различия в ответственности управляющей организации и других хозяйствующих субъектов при несвоевременной и (или) неполной оплате электрической энергии противоречат части 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации, устанавливающей принцип равенства всех перед законом, который гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории. Конституционный Суд Российской Федерации в п. 1.2 постановления от 27.04.2001 № 7-П отметил, что различия, в привлечении субъектов к ответственности допустимы, однако не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов. В данном случае, законом установлена разная ответственность для одной категории субъектов – юридических лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества - управляющих организаций с одной сторона и товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов, с другой сторона. Указанные юридические лица приобретают электрическую энергию в целях предоставления коммунальной услуги и (или) в целях содержания общего имущества многоквартирного дома и не имеют самостоятельного экономического интереса и иного источника дохода, кроме платежей таких собственников и пользователей. Однако в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии несут разную ответственность.
Соблюдение принципа равенства всех перед законом, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (постановления КС РФ от 16 июня 2006 года № 7-П, от 5 апреля 2007 года № 5-П, от 16 июля 2007 года № 12-П, от 26 февраля 2010 года № 4-П и др.).
Очевидно, что Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», подлежащий применению в данном деле, в части различной ответственности для хозяйствующих субъектов, установленной в ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ, не соответствует части 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации.
В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 отмечено, что согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.
Согласно п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8, в случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции подлежащий применению по конкретному делу закон, суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть сделан судом любой инстанции и в любой стадии рассмотрения дела. О необходимости обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации суд выносит мотивированное определение (постановление). Сам запрос оформляется в письменной форме в виде отдельного документа.

Считаю, что в данном случае абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» помимо того, что не распространяется на ответчика (так как ответчик не приобретает электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг), не должен применяться и в виду того, что он противоречит Конституции Российской Федерации и Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
-------------
-----------

ПРОШУ СУД:

1. Иск _____________________ к _____________________ удовлетворить частично, в соответствии с контррасчетом _________________________.
2. В случае наличия у суда неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» прошу суд обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности этого федерального закона.
 
Задержка оплаты за КО СОИ может рассматриваться как неосновательное обогащение за пользование по сути дела деньгами РСО. За это взышут не пени, так какой нибудь штраф.
 
Цитата
Леший пишет:
Задержка оплаты за КО СОИ может рассматриваться как неосновательное обогащение за пользование по сути дела деньгами РСО
Та фигу, пытался я перебить неустойку по ФЗ Об электроэнергетике "перебить" на 395 ГК, две инстанции арбитража послали меня "в лес", в кассацию не полез чтобы практику не засрать при неудаче.
 
jeweller, абсолютно с Вами согласен. Не могут энергоснабжающие организации требовать с УК каких то авансов и дополнительных сумм пени по закону энергетике, если жители должны оплачивать услуги ЖКУ до 10 числа следующего месяца. Всякие писатели нормативных актов абсолютно оторваны от жизни и не читают что написано в других нормативных актах. У Вас все написано хорошо и грамотно.
 
Цитата
Леший пишет:
Задержка оплаты за КО СОИ может рассматриваться как неосновательное обогащение за пользование по сути дела деньгами РСО. За это взышут не пени, так какой нибудь штраф.
Да, есть уже практика по ч. 2 ст. 14.1.3 за это. кстати

Отправлено спустя 1 минуту 14 секунды:
Цитата
Счетовод ВоТруБа пишет:
jeweller, абсолютно с Вами согласен. Не могут энергоснабжающие организации требовать с УК каких то авансов и дополнительных сумм пени по закону энергетике, если жители должны оплачивать услуги ЖКУ до 10 числа следующего месяца. Всякие писатели нормативных актов абсолютно оторваны от жизни и не читают что написано в других нормативных актах. У Вас все написано хорошо и грамотно.
Жилищные нормы приоритетные, чем законодательство об энергетике, которое должно быть применено только в части не урегулированной нормами ЖК, тут как раз этот случай
 
Цитата
Мира Н пишет:
Жилищные нормы приоритетные, чем законодательство об энергетике, которое должно быть применено только в части не урегулированной нормами ЖК, тут как раз этот случа

Сейчас, к сожалению, суды наоборот говорят чаще о том, что закон об Электроэнергетике является специальным и потому имеет приоритет. К тому же ЖК РФ не регулирует напрямую отношения между УО и РСО.
 
Цитата
jeweller пишет:
Цитата
Мира Н пишет:
Жилищные нормы приоритетные, чем законодательство об энергетике, которое должно быть применено только в части не урегулированной нормами ЖК, тут как раз этот случа

Сейчас, к сожалению, суды наоборот говорят чаще о том, что закон об Электроэнергетике является специальным и потому имеет приоритет. К тому же ЖК РФ не регулирует напрямую отношения между УО и РСО.
В судах надо доказывать свою позицию, непрофессионализм судов не оправдание для юристов управляющих организаций. Нормы ЖК приоритетны. Если регулируются жилищным законодательством и законодательством об электроэнергетике аналогичные вопросы - приоритет в жилищных. Во всех правилах энергетиков и тепловиков есть пункт что применяются в части не противоречащей жилищному законодательству. И по Электроэнергии, и по теплоснабжению и т.д. Просто надо уметь читать и применять. И доказывать в суде тоже.

Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!