18.3.1. Какими документами регулируются отношения по приобретению электрической энергии УО?
Как и в случае с иными коммунальными ресурсами, приобретаемыми для целей предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и (или) для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме, при приобретении электрической энергии управляющая организация руководствуется Правилами №124, устанавливающими обязательные требования к процедуре заключения договоров ресурсоснабжения, а также к составу существенных и иных условий таких договоров.
О необходимости соблюдения Правил №124 при заключении договора энергоснабжения говорится и в п. 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее – ОПФРР).
Следует учитывать, что согласно п. 16 Правил №124, условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Правилами №124, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Т.е. ГК РФ и Правила №124 имеют приоритет перед отраслевым законодательством, поэтому нормы ОПФРР и Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", в соответствии с которыми и приняты ОПФРР, применяются только для регулирования отношений, не регламентированных ГК РФ и Правилами №124.
Кроме того, при согласовании содержания условий договора энергоснабжения управляющая организация и энергоснабжающая организация должны учитывать также положения Правил №354, в п. 13 которых указано, что «Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».
Приоритет норм жилищного законодательства перед нормами отраслевого законодательства при регулировании отношений по заключению и определению условий договора энергоснабжения, заключаемого между УО и энергоснабжающей организацией отмечается и судами (см., например, Постановление 17 ААС от 02.11.2017 N 17АП-12535/2017-ГК по делу N А60-59393/2016).
Для управляющей организации это важно, поскольку анализ содержания условий договоров энергоснабжения, проекты которых ЭСО направляют для подписания управляющим организациям, свидетельствует о том, что зачастую энергоснабжающие организации составляют их, опираясь преимущественно или полностью на положения ОПФРР и иных отраслевых документов, не учитывая специфику жилищных отношений. В этом случае управляющая организация при получении такого договора может составить протокол разногласий к нему, предложив свою редакцию соответствующих условий договора с учетом цели приобретения электрической энергии как коммунального ресурса, и в дальнейшем при несогласии ЭСО с предложенной УО редакцией условий договора может в судебном порядке настаивать на заключении договора с учетом требований жилищного законодательства.