Сбрасываю проект Письма Минстроя, пока на регистрации. Но в ближайшее время планируется совместное совещание и обещают дать совместное разъяснение
1. Письмо адресовано руководителям организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам, жилищным кооперативам и сообщает об обязанности «организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами» с 1 мая 2015 года размещать информацию, указанную в статье 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ).
Вместе с тем, статья 198 Жилищного кодекса определяет порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми он осуществляет. При этом согласно статье 161 Жилищного кодекса требование об осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на её осуществление не распространяется на товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы. Таким образом, на перечисленные организации, осуществляющие управление жилищным фондом, требования статьи 198 Жилищного кодекса и, следовательно, части 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» о размещении данной информации в ГИС ЖКХ с 1 мая 2015 г. не распространяются.
2. В Письме указано, что «управляющая организация вправе осуществлять деятельность по договору управления многоквартирным домом при выполнении требований, указанных в статье 198 Жилищного кодекса». Данная формулировка некорректна и может привести к ошибочным выводам о легитимности деятельности управляющих организаций. В соответствии с Жилищным кодексом право на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами дается лицензией, а обязанности по управлению конкретным многоквартирным домом вытекают из договора, заключенного в соответствии с Жилищным кодексом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме. Несоблюдение требований о раскрытии информации может являться поводом для привлечения управляющей организации к административной ответственности, однако не определяет её права на осуществление профессиональной деятельности.
Кроме того, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон о ГИС ЖКХ) создание, эксплуатация и модернизация системы осуществляются в том числе на основе принципов однократности размещения в системе информации, аналогичной по содержанию, степени детализации и периодичности, в случае размещения такой информации в обязательном порядке в ГИС ЖКХ либо иной государственной информационной системе или муниципальной информационной системе с последующей организацией обмена такой информацией между информационными системами и ГИС ЖКХ.
В соответствии с Жилищным кодексом, Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 731, Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 02 апреля 2013 г. №124 «Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», управляющие организации в обязательном порядке раскрывают информацию о профессиональной деятельности на сайте reformagkh.ru.
Учитывая изложенное, полагаем, что до возникновения необходимости у конкретного лицензиата по внесению изменений в информацию, размещенную на сайте reformagkh.ru, операторам ГИС ЖКХ и указанного сайта следует обеспечить организацию обмена информацией с целью исключения требований к лицензиату о повторном размещении информации. Таким образом, обязанность по размещению в ГИС ЖКХ информации, указанной в статье 198 Жилищного кодекса, возникнет у управляющей организации после появления необходимости внести изменения в ранее размещенную информацию.
Также полагаем крайне необходимым при предоставлении управляющим организациям разъяснений о порядке доступа к ГИС ЖКХ подчеркнуть, что в соответствии с Законом о ГИС ЖКХ информация, которая подлежит обязательному размещению в соответствии с действующим законодательством, размещается бесплатно, равно как и осуществление доступа к такой информации и подключение к системе.
Во избежание недопонимания со стороны субъектов отрасли ЖКХ, учитывая, что сфера применения информационных и разъяснительных материалов, направляемых поставщикам и пользователям информации ГИС ЖКХ, затрагивает жилищное законодательство, Минстрой России предлагает Минкомсвязи России предусмотреть их предварительное обсуждение и взаимное согласование.
На основании вышеизложенного Минстрой России просит отозвать Письмо и предлагает подготовить совместные согласованные разъяснения Минстроя России и Минкомсвязи России по вопросам размещения в ГИС ЖКХ информации организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами.