Цитата |
---|
Sergey Cheban пишет:
Цитата |
---|
Andrey_S пишет: Поэтому полагаю, что рано или поздно обязанность по размещению в ГИС ЖКХ строгих идентификационных данных плательщиков будет установлена и в нормативке (если, конечно, ГИС совсем не свернут). Так что сейчас если и не размещать их в ГИСе, то по крайней мере приводить в порядок свои собственные базы в этой части, выстраивать бизнес-процессы по сбору этих сведений поставщикам ЖКУ следовало бы. |
Я думаю, так: 1. У каждого жилого помещения, будь то комната или квартира, должна быть кадастровая стоимость, от которой считается налог на имущество. Значит, должен быть и кадастровый номер. У большинства помещений кадастровые номера есть уже сейчас, у остальных - появятся со временем, никуда не денутся. 2. По заявлению заинтересованных лиц Росреестр уже сейчас обязан приводить свои данные в порядок в трехдневный, кажется, срок. |
Я тоже полагаю, что идентификаторы должны поступать от госорганов. Другой вопрос, что на данный момент предусмотрено, что человек при получении госуслуг везде предъявляет паспорт, то есть возможно данные паспорта все-таки придется вносить. Однако нет необходимости их все хранить в ГИС - достаточно один раз (при внесении данных паспорта в ГИС) валидировать данные паспорта (как при регистрации на госуслугах) и по ним запросить ИНН и СНИЛС (внутренние запросы из ГИС ЖКХ по СМЭВ, см. ниже). Сохранения ФИО, СНИЛС и ИНН в ГИС ЖКХ (серия/номер паспорта может измениться, так что полагаться на них не очень хорошо) более чем достаточно для идентификации человека по любой другой ФГИС. Возможно сделать открытым для просмотра только ФИО, остальное при изменении вводить с чистого листа для защиты персональных данных.
Цитата |
---|
Sergey Cheban пишет: 3. Данные по правам собственности на помещения есть в Росреестре уже сейчас, и в подавляющем большинстве случаев они достоверны. К сожалению, из персональных данных ЕГРН даёт в открытый доступ только ФИО. |
Согласен, но наверно нужно заметить, что доступ одной ГИС к другой и открытый доступ это "две большие разницы". Если в ЕГРН будут или данные паспорта, валидированные по ФМС или снилс/инн, и эти данные будут доступны для внутреннего запроса из ГИС ЖКХ, то не имеет значение, что в открытом доступе только ФИО.
Цитата |
---|
Sergey Cheban пишет: 4. Системы, позволяющей по неполным данным (ФИО, дата-место рождения, номер удостоверения личности, СНИЛС, ИНН) установить конкретное лицо, в России пока нет, но работа по её созданию уже началась. |
На самом деле это не совсем так. Единой системы действительно нет, но запросить основные данные из разных систем, в том числе автоматически, возможно уже сейчас. Единая система будет нужна только для более специфической информации, вроде медицинской, налоговой или хранящейся в определенном органе. Фактически в единой системе даже наверно нет острой нужды - специфическую информацию и не нужно раскрывать всем, но конечно с единой системой будет удобнее.
Подробнее: по полным данным, указанным на скане разворота паспорта с фотографией, уже сейчас есть возможность запросить снилс и инн по каналам СМЭВ (причем достаточно ЭП-ОВ организации, без подписания ЭП-СП конкретного специалиста). То есть для любого госоргана, ОМСУ, МФЦ (для УЦ тоже, но они по своим регламентам требуют бумажки) это не должно составлять проблемы (к СМЭВ подключены не все, но это отдельный вопрос). Обратная операция - получение фио и даты рождения по указанным снилс или инн - тоже есть в СМЭВ, но требует дополнительно подписания запроса ЭП специалиста (ЭП-СП тоже есть не у всех).
На мой взгляд, этого более чем достаточно для установления конкретного лица - серия/номер паспорта, снилс или инн уникальны и выполнив несколько запросов можно установить их взаимное соответствие. Снилс даже не меняется при смене ФИО (на оба варианта возвращается тот же номер) и последние годы присваивается чуть ли не с рождения - для социальных выплат. Единственный недостаток снилс - отсутствие фотографии на карточке с ним, что требует предъявления паспорта и опознания человеком по фото (компьютер пока плохо опознает: есть случаи когда не опознается тот же человек, есть случаи когда опознаются родственники, дочь и отец). Чтобы разрушить всю связку снилс-паспорт-инн нужно как минимум сменить гражданство, поменять ФИО, а потом вернуть гражданство. Чего еще то нужно от единой системы - чтобы на каждого наносили QR-код (как в антиутопиях) или идентификации по биометрическим данным вместо пары паспорт + снилс?
С другой стороны, пока нет возможности запросить данные разворота паспорта по серии/номеру, но есть сервис валидации введенных данных разворота по базе ФМС (это проверка при регистрации на госуслугах). По всей логике процесса предоставления госуслуг запроса о получении данных по номеру и не должно быть - по 210-ФЗ человек при получении услуги предъявляет паспорт, а остальные документы (и данные) госорганов запрашиваются по СМЭВ. Поэтому достаточно размещения информации на развороте паспорта в любой ФГИС, чтобы ФГИС по каналам СМЭВ смогла достаточно точно идентифицировать человека или выкинуть ошибку, если данные не верны (либо если у несовершеннолетнего нет снилс).
Вопрос только в реализации запросов и настройке доступа между ИС. Это реально. Ну и конечно в самом хранении персональных данных в ЕГРН или поступлении из ОМСУ. Вот тут может быть фантастика, но тоже выполнимо, если законодательство обяжет.
Цитата |
---|
Sergey Cheban пишет: вижу, что ни для одного из них лицевых счетов нет. Если б были, то, думаю, они тоже успешно привязались бы. |
Это же ГИС, которая пока активно дорабатывается и исправляется, поэтому я бы не был столь уверен в автоматической привязке. Хотя, скорее всего, счетов и правда нет.
Цитата |
---|
Andrey_S пишет: 2) введению обязанности открывать лицевые счета только на собственников/нанимателей/арендаторов помещений (в зависимости от размещенных гос/мун-органами сведений), причем по количеству этих собственников/нанимателей/арендаторов (а как быть с несовершеннолетними/недееспособными? надстройку с законными представителями/опекунами городить?) |
Сложный вопрос. Наверное, правильнее всего, чтобы плательщика своей доли собственник определял сам и вносил его паспортные данные самостоятельно, а не через УО. Договорились в квартире - указали одного, не договорились - платите раздельно. Кнопку "назначить себя плательщиком" или выбор из списка собственников той же квартиры не так трудно сделать. А вот если собственник хочет указать кого-то другого, то пусть вводит все паспортные данные. С другой стороны, такой подход еще больше запутает УО.
Про несовершеннолетних - однозначно нет, они же не могут распоряжаться имуществом, да и по оплате с них спроса нет, зачем им ЛС. Кажется, даже приставы ничего с ними не смогут сделать. В госуслугах вроде бы уже есть надстройка для управления учетной записью ребенка от родителя, можно бы получить данные оттуда без изобретения велосипеда. Про недееспособных сложнее - начать с того, что сведения о недееспособности являются закрытыми и пока нет реальных подвижек к возможности их раскрытия. Буквально в этом месяце пришло письмо заменить на сайтах комиссий по делам несовершеннолетних документы, включающие персональные данные, в том числе о недееспособности (замазать/удалить персональные данные). Даже по бумажным запросам - каждый суд предоставляет данные о принятых данным судом решениях, единой системы нет и электронного запроса нет.
Аналогично с умершими собственниками - казалось бы, мертвому уже все равно, раскроют ли его персональные данные, но до сих пор данные о смерти имеют четкие ограничения использования. Например, хотя я систематизирую такие данные для ведения регистра избирателей, но не могу использовать те же данные для исключения умерших из списка получателей субсидии, потому что загс четко указывает "только для регистра избирателей".