На рынке не развита никакая конкуренция
Рынок управления жильем — это огромный сегмент, это такой розничный рынок. Люди требуют, справедливо требуют большего качества и большего сервиса. У нас в целом ситуация стабильная. У нас не замерзают дома, но с сервисом у нас есть целый ряд проблем.
Вторая проблема. У нас на этом рынке, безусловно, абсолютно не развита конкуренция. И, несмотря на нормы законодательства о том, что собственники могут принять решение и прочее, есть компании, которые вцепились в многоквартирные дома. При этом плачут, что это невыгодный бизнес, нерентабельный, ставка маленькая, но они все равно вцепились. И фактически не дают собственникам, даже если они активные, выбрали другой способ управления или другую компанию, ни при каких обстоятельствах не отдают эту нишу.
Третий момент. У нас в значительной степени сложилось так, что этот бизнес, а это сервисный бизнес, так или иначе, аффилирован с элитами местного уровня. Не регионального, а именно местного. У нас владельцы компаний либо заседают в представительных органах местного самоуправления, либо как-то связаны с местными чиновниками. И для этих людей бизнес часто заключается не в управлении домами, а в управлении чужими деньгами. И под это создана целая система. И уголовные дела не получается возбудить и прочее-прочее. Просто там такой серьезный денежный поток, что его защищает специальная схема.
Отключить компании от чужих денег
Итак, на своем законодательном уровне мы будем делать следующее. Наша первая задача — отключить управляющие организации от чужих денег. Во-первых, это повысит платежную дисциплину. А самое главное — это максимально снизит мотивацию тех недобросовестных участников, которые сегодня на этом рынке сидят. Зарабатывать деньги только на управлении домами — это совершенно другой коленкор. Мы договорились об этом, у нас внесен проект законов. Вы знаете, что у нас не получалось два с лишним года принять это решение. Тем не менее, сейчас это решение принято. Прямые договоры — это правильно. И для нас это абсолютно корректно. Ресурсоснабжающие компании, губернаторы, правительство — нас все поддержали. Мы доложили об этом президенту. Мы очень надеемся на то, что, когда поступит соответствующий законопроект в Госдуму, наши коллеги, депутаты, нас поддержат.
Изымать дома станет проще
Вторая история. Мы, безусловно, упростим процедуру изъятия домов из управления за нарушения. Мы введем понятие «грубое нарушение», и не нужно будет судебных решений, чтобы изъять дома. Более того, по набору грубых нарушений у ГЖИ появиться право все дома исключать из лицензий, чтобы в дальнейшем не допускать тех участников рынка, которые не в состоянии управлять домами на должном уровне. Соответствующие поправки уже поступили в Государственную думу. Там два вида поправок: одни в Жилищный кодекс, другие — в Административный. Эти два закона четко прописывают процедуру изъятия домов без необходимости получения судебного решения.
УК — лицо отрасли
Третий момент — это вопрос стандартов сервиса. Это стандарты, как ни что, важны для этой сферы. Как государство мы можем рассказывать об этом, но, конечно, нам нужно предпринять более решительные действия, чтобы это становилось стандартом поведения на рынке. Потому что управляющая компания — это лицо ЖКХ, с которым россияне сталкиваются каждый день. Если это лицо пропитое и небритое, это одно. А если это чистое и доброжелательное лицо, то — другая. И отношение к отрасли совсем другое, и дисциплинирует нас по-другому. Поэтому мы внесли в правительство соответствующий пакет изменений, состоящий из двух частей. Первая — это технические вещи. А вторая часть — это сервисные вещи, это то, как работают диспетчерские службы. От такой-то площади обслуживаемых метров должны быть пункты, куда можно прийти жалобу отдать, вопросы задать и так далее. Обязательно результаты работа размещаются в таком-то режиме. Сантехника ты можешь вызвать не только в рабочий день до пяти, а в удобное тебе время. В конце концов, сантехник должен приносить с собой бахилы. Казалось бы, это банальности. Но этих вещей, к которым мы привыкли в других отраслях, в нашей не хватает. И эти сервисы будут приняты правительством в ближайшее время. С 2018 года это станет обязательным требованием.
Ну и, конечно, открытость данных, удобство при принятии решений, это тема, которая стоит на повестке дня. К сожалению, пока ГИС ЖКХ работает, мягко говоря, не очень эффективно. Но понятно, что все решения будут приняты, чтобы сделать из этой системы ту систему, которая позволит и давать предложения собственникам, чтобы они могли принимать решение, и сделать сервис по голосованию. Информацию о выполнении договор управления, о выполнении задач, которые ставят собственники, более комфортно и удобно.
Годы трансформации
Если говорить в сухом остатке, то наша задача, чтобы за 2018–2019 годы у нас произошла трансформация этого рынка. На этот рынок должны прийти те, кто действительно в этом видит бизнес. А интерес к этому рынку сейчас колоссальный. Известно, что крупные компании активно пошли в регионы.
Они тоже не идеальны, но они, по крайней мере, внедряют эти стандарты сервиса, над этим работают.
На сегодня есть управляющие компании, чьи доходы, уже половина выручки, не связаны с содержанием жилого фонда. Они зарабатывают на дополнительном сервисе. И это хорошо. Если тебе потребитель платит за сервис, значит, он точно доволен тем, как ты выполняешь то, для чего он тебя нанял. Наша задача именно так переформатировать рынок.
Нужно понимать, что будет сопротивление изменениям. Я прошу прощения, будут слюни, сопли, «как же так, у нас и так денег не хватает». Слушайте, не умеете работать, занимайтесь другим видом бизнеса. Мало того, что дом должен содержаться в надлежащем состоянии, должны выполняться предупредительные работы, которые просто по технологии должны делаться, но еще и сервис принципиально важен. Мир меняется, наша отрасль должна отвечать современным запросам. Все потребители готовы и хотят онлайн-заказы. Мы идем таким путем.
В ближайшие два года будет проходить своего рода инвентаризация рынка: соответствует или не соответствует компании стандартам. Далее, необходимо обеспечить нормальную работу механизмов конкуренции, чтобы собственники могли выбрать другую управляющую компанию. И этому должны способствовать действия Госжилинспекций на предмет контроля, как работают компании. Одним словом, наша задача провести серьезную работу оздоровления рынка в ближайшие два года.
Из речи на рабочем совещании руководителей органов государственного жилищного надзора, 14.09.17. Записал Евгений Сеньшин.