Росквартал прислал инфу по раскрытию на реформе. Душа поёт )) ))) :
Согласно п. 4 постановления Правительства РФ от 28 октября 2014 года N 1110 к лицензиату и соискателю лицензии на осуществление предпринимательской деятельности и деятельности по управлению МКД предъявляются следующие лицензионные требования:
ответственность за оказанные услуги и проведённые работы, предусмотренная ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ;
обязанность по договору управления МКД - ч. 2 ст. 162 ЖК РФ;
и требования, утверждаемые пп. 1 - 7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
На дату, когда он обратился с заявлением о предоставлении лицензии, соискатель должен соответствовать лицензионному требованию к раскрытию информации, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
Речь идёт о порядке раскрытия информации, установленном ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. В этом пункте как раз отражена вся суть обязанности по размещению данных на Реформе ЖКХ. И вот что интересно: в ч. 4 ст. 6 N 263-ФЗ, который появился одновременно с принятием ГИС ЖКХ, отмечено, что положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ применялись до 1 июля 2016 года. [U]Вывод однозначен - размещение информации на Реформе ЖКХ больше не является лицензионным требованием.
[/U]
Что такое раскрытие информации
О том, что законом понимается под раскрытием информации, говорится в п. 2 постановления Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 731. Это обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от того, для какой цели она запрашивается) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ говорится о том, что положение о раскрытии информации в системе ГИС ЖКХ, утверждённое в ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, с 1 июля 2016 г. применяется для всех субъектов России. И теперь мы подходим к ещё одному важному вопросу: является ли ГИС ЖКХ лицензионным требованием?
Лицензионные требования
Ни в постановлении Правительства РФ от 28 октября 2014 N 1110, ни в ст. 193 ЖК РФ, представляющей собой перечень лицензионных требований, нет лицензионного требования по раскрытию информации согласно положению ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ (ГИС ЖКХ).
[U]Таким образом, на сегодняшний день мы можем сказать точно две вещи:
Реформа ЖКХ с 1 июля 2016 года не является лицензионным требованием;
ГИС ЖКХ не лицензионное требование.
Однако постановление Правительства РФ от 23 сентября 2019 года N 731, равно как и закон «О защите прав потребителей», утверждающий правила предоставления данных о товарах и услугах для широкого круга потребителей, никто не отменял.[/U]
Отметим, что согласно п. 17 ПП РФ N 731, информация может раскрываться на основании запроса, письменного или в электронном виде. Если запрашиваемая информация была раскрыта в необходимом объёме на официальном сайте УО, то УО имеет право в качестве ответа предоставить адрес указанного официального сайта, на котором размещена информация.
Ч. 1 ст. 8 закона «О защите прав потребителей», говорит о том, что потребитель вправе требовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе. Эта информация должна предоставляться в доступном и наглядном виде.
Ч. 2 ст. 9 указанного закона уточняет, что, если деятельность изготовителя подлежит лицензированию, то до потребителя доводится информация о (об):
виде деятельности лицензиата;
номере лицензии;
сроках действия лицензии;
органе, выдавшем указанную лицензию.
В ст. 10 указано, какие сведения о товаре вправе получить потребитель:
наименование технического регламента или другое свидетельство об обязательном подтверждении соответствия товара;
сведения об основных потребительских свойствах товаров;
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);
гарантийный срок - в случае, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
информация об энергетической эффективности товаров;
срок службы или срок годности товаров (работ);
адрес, фирменное наименование изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя;
информация о правилах выполнения работ и оказания услуг;
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу или оказывать услугу, а также информация о нём, если это имеет значение.
Указанные данные доводятся до потребителя в технической документации. Заметим также, что все эти сведения вправе получить или запросить собственник помещений в МКД у управляющих организаций или ТСЖ.
Ещё одно замечание, которое подведёт нас к важному выводу - по отдельным видам товара способ доведения информации устанавливается Правительством РФ (п. 1 закона «О защите прав потребителей»).
Подробнее о лицензировании УО и о том, как не потерять лицензию, узнайте в нашей статье.
ПП РФ N 731 и N 209-ФЗ
Постановление N 731 - это постановление Правительства РФ, а Федеральный закон от 24 июля 2014 года N 209-ФЗ о ГИС ЖКХ принят Государственной Думой РФ.
Хотя с 1 июля 2016 года и отменяется действие п. 10 ст. 161 ЖК РФ, что обозначает, что Реформа ЖКХ перестала быть лицензионным требованием, однако ПП РФ N 731 не отменено.
Закон «О защите прав потребителей» совместно ПП РФ N 731 диктует сейчас требования к раскрытию УО информации о предоставляемых услугах и работах. Главный принцип при этом - «наглядная и доступная форма» предоставления данных и неограниченный доступ к ним. Соответствует ли этому определению система ГИС ЖКХ, где для просмотра данных требуется регистрация?
Мнение РосКвартала. Мы в этой ситуации рекомендуем УО не расслабляться и размещать подробные сведения о своей деятельности на всех возможных информационных площадках: информационных стендах, своём сайте, в системе ГИС ЖКХ.
О штрафах
[U]Однозначно сейчас можно сказать следующее - с 1 июля 2016 года ГЖИ не может оштрафовать УО за отсутствие информации на Реформе ЖКХ.
Однако угроза штрафа полностью не исчезает. Если потребители не смогут воспользоваться своим правом на доступную и наглядную информацию и напишут заявление в прокуратуру или в Роспотребнадзор, то оштрафовать УО могут уже эти ведомства, однако уже не за нарушение лицензионного требования, а за ограничение прав потребителей.[/U]