Разъяснения по отдельным вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами
Понятийным аппаратом Федерального закона от 24 июня 1998 г, J\b 89-Фз <Об отходах производства и потребления> (далее - Закон м 89-Фз) определено, что к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО) относятся отходы, образующиеся в жилых помещениJIх в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К Тко также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивиду€rльных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерачии от 12 ноября 2016 г. Л! tl5б (датrее - Правила Nя 1156), предусмотрено, что крупногабаритные отходы - ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 56195-2014 <Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования>, утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 27 октября 2014 г. Ns l447-cT, крупногабаритные отходы - отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину. в свою очередь виды отходов, относящиеся к Тко, определены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. Ns 242 (далее классификационный каталог отходов), согласно которому к Тко относятся все виды отходов подтипа отходов <Отходы коммунальные твердыеD (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов <Отходы 1
коммунальные, подобные коммунаJIьным на производстве, отходы при лредоставлении услуг населению)) (код 7 30 000 00 00 0) в слr{ае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов укaвано, что отходы относятся к ТКо. В соответствии с Классификационным каталогом отходов отходы из жилищ крупногабаритные относятся к ТКО. Исходя из комплексного анализа норм федератrьного законодательства, под крупногабаритными отходами понимаются ТКО, образующиеся
у физических лицl размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах для накопления ТКО. В соответствии с положениями статьи 24.6 Закона Nч 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, территориапьной схемой обращения с отходами, Правилами Ns 1l56. С учетом положений Правил Np 115б в части определениrI крупногабаритных отходов, их складирования и вывоза, а также Правил определения нормативов накопления твердых коммун€rльных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 201'6 г. Ns 269, в отношении проведения замеров с использованием бункеров (в которые складируются крупногабаритные отходы), крупногабаритные отходы должны быть учтены в составе ТКО при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством. таким образом, круппогабаритные отходы, которые включают в себя отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолерrа, плитки, стекла, куски обоев, обрезки гипсокартона, рамы, дверные коробки и др.), подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с Тко, в том числе по заявкам потребителя (собственника Тко), либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их скJIадирования. Пунктами l0, 1l Правил J\Ъ 1156 установлено, что в соответствии с договором на ок,rзание услуг по накопления ТКО складирование в контейнеры, расположенные в обращению с ТКО в местах (площадках) тко осуществляется по,требителями мусороприемных камерах (при наличии 2
соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором; складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, и на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов. Также отмечаем, что законодательством Российской Федерации прямо не поименованы лица, которые обязаны приобретать контейнеры и бункеры для их установки в местах накоtIления Тко. Следовательно, контейнеры и бункеры для накопления ТКО моryт приобретаться, в частности, собственниками земельных )п{астков, на которьrх расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, оргаЕизациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, регионшIьным оператором в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора. На основании изложенного, для сбора крупногабаритных отходов на контейнерных площадках должны быть установлены бункеры, либо оI]ределена специальная площадка для складирования таких отходов. Следует отметить, что в Нижегородской области не на всех контейнерных площадках установлены бункера или определены специаJIьные площадки для складирования крупногабаритных отходов. Дrя решения указанной проблемы и обеспечения наJIичия бункеров на контейнерных площадках Госжилинспекцией будут предприняты все необходимые меры, Крупногабаритные отходы, складируемые рядом с контейнерной площадкой ввиду отсутствия бункера или специ€шьной площадки, также подлежат вывозу региональным оператором. При этом, крупногабаритные отходы, размещенные вне определенных законодательством мест их накопления (бункеры, расположенные на контейнерньrх площадках, или специальные площадки для складирования крупногабаритных отходов) в объеме более l куб.м. моryт быть расценены как место несанкционированного размещения отходов. относительно таких отходов как отходы от капитalльного ремонта жильш помещений необходимо отметить следующее.
з
Согласно статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитаJIьного строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстаIIовление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за искJIючением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на анЕIлогичные или иные ул}ц{шающие покzватели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. В соответствии с Классификационным катаJIогом отходов отходы, образующиеся при капитаJIьном ремонте жилых помещений (лом строительного кирпича, лом гипсокартонных листов, силикатных кирпичей, камней, блоков, отходы мела в кусковой форме и пр.), относятся к отходам строительства и ремонта и не входят в группу (отходы коммунальные твердые). Таким образом, отходы от капитаJIьного ремонта жилых помещений (работы по замене и восстановлению несущих, ограждающrх и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации) не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регион€шьного оператора. Собственники указанных отходов самостоятельно и за счет собственных средств организовывают их вывоз. ,щополнительно сообщаем, что при выявлении фактов н€lличия на контейнерных площадках отходов от капитаJIьного ремонта жилых помещений, Госжилинспекцией будут применены меры административного воздействия к лицам, ответственным за надлежащее состояние (содержание) контейнерных площадок.
Руководитель государственной жилищной инспекции Нижегородской области И.А.Сербул
Первый заместитель министра экологии и природЕых ресурсов Нижегородской области
2
4
Н.Н.Мочалина