2.6.7 Договоры со специализированными организациями. ТО и ремонт ДУ и ППА
3. Существенные условия договора
Основой правового регулирования деятельности в обеспечении пожарной безопасности является «тройка ФЗ»:
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
- Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Из подзаконных актов федерального уровня можно выделить Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты относятся к работам и услугам в области пожарной безопасности
В соответствии со строительными нормами, оборудованию системами дымоудаления подлежат высотные (более 10 этажей) здания, подземные сооружения, помещения без естественной вентиляции.
Системы дымоудаления (ДУ) и противопожарной автоматики (ППА) как правило, выполняются с автоматическим управлением (с комплексными системами безопасности объекта, установками пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения) или с полуавтоматическим управлением (запуск осуществляется дежурным персоналом после получения информации о пожаре).
Элементами противопожарной системы являются:
- автоматические датчики обнаружения пожара;
- система ДУ, состоящая из вытяжной шахты с вентилятором, клапанов дымоудаления, обеспечивающих удаление дыма из лестничных пролетов в шахту и приточного вентилятора, обеспечивающего образование подпора воздуха;
- внутренний противопожарный водопровод.
- техническое устройство (в просторечии «пульт») для управления противопожарной системой в автоматическом и (или) ручном режимах.
Дополнительно к вышеперечисленному в МКД могут быть:
- системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ);
- охранная сигнализация (ОС).
Сразу отметим: деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является лицензируемой. Лицензирующий орган - МЧС.
Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1225) содержит Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, где указаны:
-
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
-
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
-
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
-
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
-
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
-
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
-
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
-
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
-
Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
-
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Говоря о том, на что обратить внимание при выборе контрагента для заключения договора на ТО и ремонт ДУ и ППА, отметим, кроме самой лицензии подрядчик должен соответствовать таким требованиям:
а) наличие оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг (подробно изложено в Приказе МЧС России от 30 октября 2017 г. N 478);
б) наличие в штате работников, заключивших трудовые договоры, имеющих профессиональное техническое образование (профессиональную подготовку) и прошедших повышение квалификации, соответствующее выполнению работ и оказанию услуг, а также минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года, - для юридического лица;
в) наличие документов, подтверждающих получение профессионального технического образования (профессиональной подготовки), соответствующего выполнению работ и оказанию услуг, и прохождение повышения квалификации, а также минимальный стаж работы в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года, - для индивидуального предпринимателя;
г) повышение квалификации лиц, указанных в подпунктах «б» и «в», в области лицензируемой деятельности не реже 1 раза в 5 лет;
д) выполнение требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
е) применение при осуществлении лицензируемой деятельности продукции, имеющей декларацию о соответствии или сертификат соответствия, которые предусмотрены ч. 4 ст. 145 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
3. Существенные условия договора
Требования к проверке и обслуживанию средств противопожарной защиты регламентируются Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»).
Пункт 61 указанных правил предусматривает организацию ежеквартальной (не реже) проверки систем пожарной автоматики объекта (пожарной сигнализации, пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и т. д.) с оформлением соответствующего акта.
Проведение регламентных работ и планово-предупредительного ремонта систем проводится в соответствии с годовым план-графиком, что указано в п. 63 Правил.
Нормативные документы, регламентирующие объем и методы технического обслуживания, в настоящее время отсутствуют. Тем не менее, в качестве справочной литературы могут быть использованы положения Руководящего документа РД 25.964-90 «Система технического обслуживания и ремонта автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Организация и порядок проведения работ» (утв. Министерством электротехнической промышленности и приборостроения СССР), в части, не противоречащей требованиям действующих нормативных документов.
Для производства работ может составляться соответствующий типовой регламент , а результаты заносятся в специальные журналы.
Перед заключением договора необходимо провести первичное обследование систем ДУ и ППА с целью определения их технического состояния. Основанием для проведения специализированной организацией первичного обследования является письмо-заявка заказчика. При проведении первичного обследования заказчик обязан пригласить представителей органов государственного пожарного надзора (ГПН), специализированных организаций, проводивших монтаж и наладку на данном объекте, если первичное обследование проводится в период гарантийных сроков на монтажно-наладочные работы; представить комиссии эксплуатационные документы, проект на монтаж (акт обследования), комплект приемо-сдаточных документов в соответствии с ВСН 25-09.67-85 и ВСН 25-09.68-85.
Работы по первичному обследованию состоят из:
- проверки наличия эксплуатационной, проектной и приёмосдаточной документации;
- проверки соответствия монтажа и установки в целом рабочему проекту (акту обследования);
- проверки работоспособности в целом.
По результатам обследования составляются:
- акт первичного обследования автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации;
- акт на выполненные работы по первичному обследованию автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.
Факт приема исполнителем систем ДУ и ППА на ТО и Р оформляется Договором на техническое обслуживание и ремонт автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. После заключения договора исполнитель должен заполнить Паспорт автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации и составить:
- Журнал регистрации работ по техническому обслуживанию и ремонту автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации;
- График проведения технического обслуживания и ремонта;
- Расчет годовой стоимости работ по техническому обслуживанию и ремонту автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.
При исполнении договора все проведенные работы должны фиксироваться в Журнале регистрации работ по ТО и ремонту, один экземпляр которого должен храниться у заказчика, другой - у исполнителя. Записи в обоих журналах должны быть идентичны, оформляться одновременно и заверяться подписями представителя исполнителя и ответственного лица заказчика.
Описание периодических работ допускается заменять ссылкой на график проведения ТО и ремонта. Записи должны заканчиваться текстом: «Установка (установки) сдана (сданы) Заказчику в работоспособном состоянии в дальнейшую эксплуатацию в автоматическом режиме». В Журнале регистрации работ по ТО и ремонту должно также фиксироваться проведение инструктажа по технике безопасности персонала исполнителя ответственным лицом заказчика.
В данном разделе мы говорим не о договорной ответственности заказчика и подрядчика, а о том, какие последствия повлечёт нарушение сторонами договора установленных государством обязательных требований. Само собой, что любой «чих» управляющей организации это потенциальный штраф по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, но есть и иные статьи.
Контролем работоспособности систем ДУ и ППА в МКД занимается государственный пожарный надзор. Обнаружение нарушения в большинстве случаев повлечёт сначала выдачу предписания с указанием срока исполнения тех или иных мероприятий, хотя практика одновременной выдачи предписания и составление протокола об административном правонарушении вполне распространена.
Какой штраф грозит? Следует исходить из санкций, указанных в ч.ч. 1, 2, 6, 6.1, 7 ст. 20.4 КоАП РФ.