18.1.14. Подлежит ли фиксации факт прекращения поставки некачественной холодной/горячей воды в МКД и момент возобновления поставки воды надлежащего качества?
По мнению Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Уральского округа, изложенному в п. 12 Рекомендаций № 1/2019, составленных по итогам заседания, состоявшегося 11–12 апреля 2019 года в Екатеринбурге, «по общему правилу, если факт несоответствия состава и свойств холодной и (или) горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании в отношении иного (предшествующего) расчетного периода установлен вступившим в законную силу судебным актом или подтвержден другими документами о нарушении качества коммунальных услуг (например, составленными по итогам проверки, проведенной управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), то при отсутствии доказательств возобновления поставки коммунального ресурса надлежащего качества, оформленных в порядке, предусмотренном пунктами 112, 113 Правил № 354, суд на основании статьи 542 ГК РФ, пункта 101 Правил № 354 и пунктов 2, 6 приложения № 1 к данным Правилам удовлетворяет требования исполнителя коммунальных услуг о снижении размера платы (о взыскании переплаты) за коммунальный ресурс в спорном периоде.
Без предоставления ресурсоснабжающей организацией документального подтверждения факта возобновления поставки качественного ресурса момент окончания предоставления ресурса ненадлежащего качества считается ненаступившим.
Вместе с тем, учитывая обстоятельства конкретного спора, если с момента установления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества прошел значительный промежуток времени, суд на основании части 2 статьи 66 АПК РФ предлагает сторонам, в том числе исполнителю коммунальных услуг, представить дополнительные доказательства, свидетельствующие о том, прерывался ли период поставки некачественного ресурса и имели ли место данные обстоятельства в исковом периоде».
Из приведенных Рекомендаций следует, что факт возобновления поставки в МКД качественного коммунального ресурса после того, как до этого надлежащим образом был установлен факт поставки некачественной воды в МКД, должен быть зафиксирован в порядке, установленном Правилами №354, например, в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества поставляемой в многоквартирный дом холодной/горячей воды, или путем фиксации такого факта ОДПУ или иными средствами измерений, соответствующими требованиям законодательства о единстве средств измерений, если они способны сохранять зафиксированные сведения.
Если же момент возобновления поставки в многоквартирный дом воды надлежащего качества не был зафиксирован и с момента выявления нарушений качества прошло долгое время, то каждая из сторон договора водоснабжения (и управляющая организация, и РСО) должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование того, закончился ли и когда период поставки воды в МКД ненадлежащего качества и с какого момента требования к качеству стали соблюдаться вновь.