crm

До слета в Пятигорске осталось

  • 5
дней

Блог

Главная Нарушения лицензионных требований при начислении размера платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги не являются длящимися

Тема

Автор

за


Нарушения лицензионных требований при начислении размера платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги не являются длящимися

Источник фото: https://www.pexels.com/

Пока рассматривается проект закона о новом КоАП РФ, где хотя увеличить сроки привлечения к административной ответственность до года, поговорим сегодня о положительной практике, когда управляющие организации отменяют постановления жилищной инспекции о привлечении к административной ответственности за нарушение лицензионных требований при начислении размера платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги (в частности - за
начисление платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества) в связи с истечением сроков привлечения (п. 6 чт. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии
с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В силу п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу. К событию административного правонарушения относится время и место совершения административного правонарушения, данные обстоятельства входят в предмет доказывания и подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Частью 1 ст. 23.55 КоАП РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Тем самым, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ для юридических лиц, составляет 2 месяца.

Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы
судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента
наступления указанного срока.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013г. № 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно п. 4 указанных Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением перечисленных в данном пункте стандартов, к которым относятся, в частности числе организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (п.п. Ж).

В силу прямого указания п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ платежные документы, на основании которых вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, представляются потребителям не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем (расчетным периодом), за который производится оплата. Иной срок представления платежных документов может быть установлен договором управления многоквартирным домом.

Таким образом, учитывая положения ст. 4.5 КоАП РФ и правовую позицию, выраженную в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вмененные управляющей организации правонарушения при начисления размера платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги длящимися не являются, и как следствие срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению не со дня обнаружения административного правонарушения, а со дня его совершения.

Рассмотрим на примере дела № А43-31684/2019.

Жилищной инспекцией в апреле 2019 года в отношении управляющей организацией была проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой были выявлены нарушения лицензионных требований, выразившееся в неправомерно начислении потребителям размера платы за электроэнергию, использованную на содержание общего имущества в период январь-август 2017 года без учета показаний общедомового прибора учета и использованный нормативов, и как следствие привлечения последней по ч. 2 ст. 14.1.3 с наложением штрафа в размере 250 000 рублей.

Управляющая организация обращается в Арбитражный суд с жалобой на постановление жилищной инспекции о привлечении к административной ответственности, учитывает вышеназванные положения закона и условия договора управления, и как следствие в данном случае за указанный в материалах дела (акт проверки и т.д.) период (по п. 1 с января по июнь 2017 года и по п. 2 с июля по август 2017 года) нарушения при начислении размера платы за электроэнергию, использованную на содержание общего имущества могли быть допущены управляющей организацией не позднее срока, установленного для представления платежных документов.

Таким образом, послужившие основанием для привлечения управляющей организацией к административной ответственности нарушения лицензионных требований при начислении размера платы за электроэнергию, использованную на содержание общего имущества без учета показаний коллективного (общедомового) прибора учета за указанный в материалах дела период допущены не позднее 01.02.2017г., 01.03.2017г., 01.04.2017г, 01.05.2017г., 01.06.2017г., 01.07.2017г., а при начислении размера платы за электроэнергию, использованную на содержание общего имущества без учета Постановление Правительства Нижегородской области от 31.05.2017 № 366 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 30 августа 2012 года № 594" допущены Обществом не позднее 01.08.2017г. и 01.09.2017г.

Следовательно, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срок давности привлечения общества к административной ответственности начал исчисляться не позднее 01.02.2017г., 01.03.2017г., 01.04.2017г, 01.05.2017г., 01.06.2017г., 01.07.2017г., 01.08.2017г., 01.09.2017г. и истек в соответствующие даты по истечении двух месяцев - 01.04.2017г.,
01.05.2017г., 01.06.2017г., 01.07.2017г., 01.08.2017г., 01.09.2017г., 01.10.2017г., 01.11.2017г.

Учитывая данные обстоятельства Арбитражный суд требования управляющей организации удовлетворил, постановление жилищной инспекции было признано незаконным и отменено со ссылкой на п. 6 ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ - производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств – при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Стоит отметить, что ранее Верховный суд уже высказывал свое мнение по данному вопросу - Постановление Верховного Суда РФ от 11.10.2019 № 11-АД19-29, Постановление Верховного Суда РФ от 02.10.2017 № 11-АД17-21.

Берем на заметку и используем данную практику при обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности.

Спасибо за внимание.

С уважением, Павел Шипулин

Ознакомиться с другими статьями автора можно тут

 


Шипулин

Павел Шипулин

эксперт

Профиль


Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Для улучшения работы сайта и его взаимодействие с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках браузера.

Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!