В г.о. Жигулевск Самарской обл. практику организации ЕРЦ/РКЦ мы (УО, РСО, жители) проходили уже дважды – оба эксперимента закончились плачевно.
В первый раз (2010-2011 гг.) в ЕРЦ насильственным образом были переданы абонентские базы со всеми финансовыми данными (УК не имели желания передавать добровольно – забирали «мордой в пол» с привлечением ЧОПов, прокуратуры; РСО – нас…ть, их все равно банкротили). В ответ на дискриминацию УК помогли своим абонентам перейти на непосредственное управление, с одновременным заключением договора обслуживания теперь уже с бывшими УК.
Народ начал платить в ЕРЦ (хотя даже не все РСО передали свои базы), получая порядка 10 квитанций на оплату ЖКУ и прочих услуг (ТВ, Инет, домофон и проч. хрень) и создавая, при этом, неразбериху и хаос в оплате услуг ЖКХ. А так как город наш в основном бабулечный, у бедолажек окончательно снесло остатки крыши, они метались по абонентским отделам, пытаясь вначале выяснить, кому и чего все-таки платить. Потом бежали на почту, в сбер, в киоски платежной системы, в ком.банки (ЕРЦ платежи не принимал) – в разных пунктах принимали разные платежи только в определенные организации, в том числе и в ЕРЦ. Народ обозлился и почти перестал платить, особенно в ЕРЦ. Но и тех денег, которые все же доходили до ЕРЦ, ресурсники не видели – а хз, куда делись – нужно выдавать зряплату, приобретать разное всякое (автомобили, компьютеры, мебеля и т.д.), оплачивать помещение, ЖКУ и проч., да и народ не платит… Первыми не выдержали газовики: поступлений за газ нет, отапливать город надо, а не на что, у субъекта Федерации кончились нервы и деньги на ежемесячное субсидирование. Реально встал вопрос о прекращении поставок газа в городской округ Жигулевск. А это, на минуточку, зима.
В итоге, ЕРЦ обанкротили, наоткрывалось несколько новых РСО – по каждой услуге свое. В течение последующих двух лет повышение тарифов, постоянно меняющиеся пролоббированные бывшим мэром иногородние РСО (из Санкт-Петербурга или Н.Новгорода, например), куча квитанций, постоянные аварийные ситуации на магистралях (вода, отопление, газ, канализация, ливневка, эл.энергия) и перебои в поставках теплоносителей привели к тому, что вновь зашла речь о интегрировании сбора КУ в единой организации. Сказано – сделано. Образовался расчетно-кассовый центр (РКЦ) пока только в одном здании с РСО «Тепловые системы» (у них пока только отопление).
После того, как ситуацию под контроль взяло министерство энергетики и ЖКХ Самарской обл., РКЦ как-то постепенно перешло под «Тепловые системы», туда же добавились сборы за кап.ремонт на рег.оператора, за ХВС и ГВС, за канализацию, при этом «Тепловые системы» в очередной раз поменяли название и юр.статус, и теперь это ООО «СамРЭК-эксплуатация» филиал в г. Жигулевск. Головная организация в Самаре. Всё, РКЦ накрылось в очередной раз.
Все это многообразие РСО/РКЦ характеризуется еще и тем, что при прямых платежах населения в РСО/РКЦ и в УК, ни одно предприятие ЖКХ, кроме управляющих компаний, не занимается работой с должниками и ни разу не озаботилось наймом контролеров. На сегодняшний день только «Самараэнерго» ввело автоматизированную систему контроля и учета энергоносителя. Остальные же организации повесили лишь почтовые ящики для сбора показаний приборов учета в разных концах города.
В данный момент ЕРЦ/РКЦ в городе не существует, народ выбрал способ управления – УК, с прямой оплатой всех КУ (кроме мусора) непосредственно в РСО, которых всего 3 штуки.