16.1.6 Проверки ИПУ
1. Какие проверки проводит исполнитель в отношении ИПУ?
2. Насколько часто исполнитель может/обязан проверять приборы учета?
3. Как проводится проверка ИПУ, установленного в квартире?
5. Как рассчитывается плата за коммунальные услуги при недопуске исполнителя для проверки ИПУ?
1. Какие проверки проводит исполнитель в отношении ИПУ?
Проверки, которые проводит исполнитель в отношении индивидуальных приборов учета, можно классифицировать по их видам следующим образом:
По времени и основаниям проведения:
- плановые (периодические проверки, проведение которых предусмотрено Правилами №354);
- внеплановые (например проверки, проводимые по заявлению потребителя после замены, поверки или ремонта ИПУ, а также проверки, вызванные непредставлением потребителем показаний ИПУ, недопуском к ИПУ и т.д.)
По предмету проверки:
- проверка состояния, наличия или отсутствия установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей;
- проверка достоверности представленных потребителями сведений о показаниях приборов учета.
2. Насколько часто исполнитель может/обязан проверять приборы учета?
Периодичность проведения проверок установлена в пп. е(1), е(2) п. 31, пп. г) п. 32, п. 83 Правил №354 и зависит:
- от места установки прибора учета;
- от основания проведения проверки;
- от того, проводится ли проверка в рамках реализации исполнителем его права или обязанности по ее проведению.
Допустимые сроки проведения исполнителем периодических (плановых) проверок приведены в таблице
Место установки ИПУ
|
Исполнитель обязан провести проверку |
Исполнитель вправе провести проверку |
В жилом помещении в МКД
|
Не чаще 1 раза в 3 месяца Не реже 1 раза в год (п. 83 Правил №354)
|
Не чаще 1 раза в 3 месяца (пп. г) п. 32 Правил №354)
|
Вне жилого/нежилого помещения в МКД |
Не реже 1 раза в 6 месяцев (пп. е(1) п. 31 Правил №354)
|
Не чаще 1 раза в месяц (пп. г) п. 32 Правил №354)
|
В нежилом помещении в МКД
|
Не реже 1 раза в год (п. 83 Правил №354)
|
Не чаще 1 раза в месяц (пп. г) п. 32 Правил №354)
|
Если потребитель обратится к исполнителю с заявлением о проведении проверки состояния прибора учета, то исполнитель обязан осуществить проверку состояния ИПУ в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета (такой срок установлен в пп. е(2) п. 31, пп. к(4) п. 33 Правил №354).
В случае, указанном в пп.д) п. 85 Правил №354, исполнитель обязан провести проверку и составить акт проверки в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности обеспечить допуск исполнителя в помещение для проверки.
3. Как проводится проверка ИПУ, установленного в квартире?
Алгоритм проведения проверки ИПУ в жилом помещении регулируется пунктом 85 Правил №354 и включает в себя следующие действия:
1. Исполнитель направляет потребителю извещение о проведении проверки.
Форма извещения – письменная.
Срок направления извещения - не позднее 14 дней до планируемой даты проведения проверки.
Способ направления извещения – любой, позволяющий определить дату его отправления, в т.ч. вручение потребителю под роспись.
Содержание извещения – извещение должно содержать информацию:
- о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки,
- об основаниях для проведения проверки,
- о предмете проверки,
- о необходимости допуска исполнителя в указанное в извещении время для совершения проверки,
- о последствиях бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета,
- о способах и сроках направления исполнителю извещения о невозможности обеспечить допуск исполнителя в жилое помещение по причине временного отсутствия.
2. Потребитель сообщает исполнителю о невозможности обеспечить допуск исполнителя в жилое помещение.
Такое сообщение потребитель направляет исполнителю в том случае, если он знает, что будет отсутствовать в квартире в тот день (время), которое указано в извещении исполнителя о проведении проверки.
Сообщить о невозможности обеспечить доступ в жилое помещение для проведения проверки потребитель должен не позднее 2 дней до даты, указанной в извещении, полученной им от исполнителя.
При этом потребитель обязан уведомить исполнителя об удобной ему иной возможной дате (датах) и времени допуска представителя исполнителя для проведения проверки.
Положением пп. б) п. 85 Правил №354 потребитель ограничен в выборе удобной для него даты проведения исполнителем проверки ИПУ, поскольку такая дата:
- не может быть ранее 2 дней с даты, когда исполнитель получил сообщение от потребителя,
и
- не может быть позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки, полученной потребителем от исполнителя.
3. Исполнитель проводит проверку состояния ИПУ и (или) достоверности его показаний.
Проверка проводится исполнителем в сроки, предложенные им в извещении, направленном потребителю, или в сроки, предложенные потребителем.
В ходе проверки состояния прибора учета и (или) достоверности показаний, представленных потребителями сведений о показаниях приборов учета исполнитель проверяет:
- целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
- наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
- отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
- показания прибора учета на момент проверки и сверяет их с представленными потребителем сведениями о показаниях такого прибора учета.
4. Исполнитель незамедлительно составляет акт проверки по итогам ее проведения.
Акт проверки включает следующие сведения:
а) дата, место, время составление акта;
б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;
в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта;
г) подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя);
д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии);
е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением;
ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.
Образец акта проверки
5. Акт проверки подписывается представителем исполнителя, проводившим проверку, и потребителем (его представителем).
Если потребитель (его представитель) отказался от подписания акта проверки, то в акте не только делается отметка о таком отказе, но и указываются причины отказа, если они названы потребителем (его представителем) или указывается на их отсутствие.
6. Акт проверки вручается потребителю (его представителю).
Исполнителю целесообразно зафиксировать получение потребителем (представителем потребителя) его экземпляра акта проверки для того, чтобы иметь возможность доказать соблюдение им (исполнителем) процедуры проведения проверки и фиксации ее результатов в соответствии с требованиями п. 85 - п. 85(2) Правил №354, в случае возникновения в дальнейшем спорной ситуации, связанной, например, с признанием такой проверки незаконной или с признанием незаконным расчета размера платы за коммунальные услуги без использования показаний ИПУ и (или) в повышенном размере или в повышенном размере.
Если потребитель (его представитель) отказывается от получения акта проверки, исполнитель делает об этом отметку в акте проверки и направляет такой акт заказным письмом.
4. Какие действия осуществляет исполнитель, если потребитель не допускает его в квартиру для проверки ИПУ?
1. Исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета.
Подпунктом г) п. 85 Правил №354 предусмотрено, что в случае, если потребитель не обеспечил допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, которые исполнитель предлагал ему в извещении о проведении проверки или в те дату и время, которые были удобны потребителю и о которых потребитель уведомил исполнителя, своевременно направив ему сообщение,исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета.
Образец акта об отказе в допуске к прибору учета.
Обращаем внимание, что такой акт может быть составлен исполнителем только при условии, что у исполнителя отсутствует информация о временном отсутствии потребителя в занимаемом жилом помещении.
Следовательно, если исполнитель располагает информацией о временном (более 5 полных календарных дней подряд) отсутствии потребителя в жилом помещении, например, получив от потребителя заявление до начала периода временного отсутствия, то в этом случае исполнитель не вправе составить акт об отказе в допуске к прибору учета.
Если же у исполнителя отсутствует информация о временном отсутствии потребителя в жилом помещении и потребитель не обеспечивает доступ в квартиру исполнителю, то в этом случае исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета:
- либо той датой, которая была указана им в извещении о проведении проверки, которое он направлял потребителю в соответствии с пп.а) п. 85 Правил №354,
- либо той датой, которую предложил потребитель в сообщении, которое он направлял исполнителю в соответствии с пп.б) п. 85 Правил №354.
2. Исполнитель направляет потребителю акт об отказе в допуске к прибору учета.
Из пункта 85(2) Правил №354 следует, что экземпляр акта, составленный для потребителя, передается ему (его представителю) путем вручения (что вряд ли может быть реализовано в случае, когда потребитель отказывается пустить исполнителя в квартиру) или путем направления заказным письмом.
3. Потребитель может направить исполнителю заявление о готовности обеспечить допуск исполнителя в помещение для проверки.
Такое право потребителя закреплено в пп. д) п. 85 Правил №354.
Никаких требований к форме составления, содержанию, способу направления такого заявления Правила №354 не содержат, поэтому считаем, что такое заявление направляется исполнителю также как и сообщение, предусмотренное пп. б) п. 85 Правил №354, любым способом, позволяющим подтвердить факт его направления исполнителю,и должно содержать указание на дату и время, в которое потребитель имеет возможность обеспечить исполнителю доступ в занимаемое им жилое помещение для проверки состояния приборов учета и проверки достоверности показаний, передаваемых потребителем.
4. Исполнитель проводит проверку состояния ИПУ и (или) достоверности его показаний по заявлению потребителя.
Такая проверка проводится в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого был оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности обеспечить допуск исполнителя в помещение для проверки.
Исполнитель по итогам проверки составляет акт проверки, подписывает его вместе с потребителем и вручает или направляет заказным письмом потребителю его экземпляр акта.
5. Исполнитель проводит проверку состояния ИПУ и (или) достоверности его показаний по истечение 3 расчетных периодов с даты составления им акта об отказе в допуске к прибору учета.
Если от потребителя в течение 3 месяцев после того, как был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета, не поступит заявление о готовности обеспечить допуск исполнителя в помещение для проверки состояния ИПУ и (или) достоверности его показаний, исполнитель, руководствуясь абз. 4 п. 60(1) Правил №354,направляет потребителю извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя и его повторного отказа в допуске исполнителя к приборам учета.
Если и в этом случае потребитель не предоставит исполнителю доступ в жилое помещение для проверки ИПУ, то исполнитель повторно составляет акт об отказе в допуске к прибору учета, что позволяет ему, руководствуясь абз. 4 п. 60(1) Правил №354, не учитывать показания такого прибора учета при расчете платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителем, до того момента, пока не будет составлен и подписан акт проверки ИПУ.
5. Как рассчитывается плата за коммунальные услуги при недопуске исполнителя для проверки ИПУ?
Плата за коммунальные услуги в случае, когда потребитель не допустил исполнителя в жилое помещение для проверки состояния прибора учета и (или) проверки достоверности переданных показаний прибора учета, рассчитывается следующим образом:
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу |
Период, в течение которого осуществляется такой расчет |
Основание (пункт Правил №354) |
По среднемесячному объему потребления |
Не более 3 расчетных периодов подряд, начиная с даты составления исполнителем акта об отказе в допуске к прибору учета, до даты проведения проверки прибора учета по пп. е) п. 85 Правил №354)
|
пп. в) п. 59, п. 85(3) |
По нормативу потребления с применением повышающего коэффициента 1,5
|
По истечении 3 расчетных периодов подряд, начиная с даты составления исполнителем акта об отказе в допуске к прибору учета до даты составления акта проверки прибора учета |
абз. 1 п. 60, п. 85(3) |
По показаниям ИПУ
|
С даты составления акта проверки |
Абз. 4 п. 60(1) |