crm

До слета в Пятигорске осталось

  • 8
дней

Статьи

Главная Так что всё-таки должен содержать реестр собственников помещений многоквартирного дома?

Показать статьи темы

за


Так что всё-таки должен содержать реестр собственников помещений многоквартирного дома?

Источник фото: https://www.pexels.com/

После новогодних каникул 2018 года в Жилищный кодекс РФ (ч.3.1 ст.45) были внесены дополнения об обязанности управляющих организаций при поступлении заявления собственника (иного лица, указанного в данной статье) с целью проведения ими общего собрания собственников (далее – ОСС) предоставить в их адрес реестр собственников помещений в многоквартирном доме (далее – Реестр, МКД). Срок для исполнения данной обязанности установлен в пять дней с момента получения такого обращения.

Стоит отметить, что данная норма активно используется инициаторами ОСС. Многие из них ждут в ответ не только указание данных о собственности граждан, но и требуют предоставить электронную почту и номера телефонов собственников помещений МКД. И здесь возникает вопрос – а обязаны ли управляющие МКД (далее – УО) предоставить данную информацию? Что именно должен содержать Реестр, чтобы УО исполнила свою обязанность по его предоставлению в полном объёме? Чем для УО грозит неполное предоставление сведений Реестра в адрес заявителей?

Ответ на данный вопрос с помощью судебной практики найдём в настоящей статье.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.01.2019 года № 44/пр обязательным приложением к протоколу общего собрания является реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в МКД:

  • с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц;

  • полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии);

  • реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения;

  • сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений,

  • сведения о площади каждого помещения в МКД

  • сведения о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников.

О том, что Реестр должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном МКД, а сведения для составления Реестра управляющие организации могут взять из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который находятся в свободном доступе, свидетельствуют положения решений судов (судебная практика), к примеру:

Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 19 ноября 2019 года по делу № 2- 4504/2019:

«… Реестр содержал неполные и неверные сведения:

  • не было указано полное наименование и основной государственный номер юридического лица – собственника помещения В;

  • не были предоставлены сведения о размерах принадлежащих собственникам долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;

  • неверно указана площадь и соответственно доля в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме в отношении нежилого помещений П1.

Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца ответчиком был повторно направлен Реестр, однако, данный Реестр также содержал неполные сведения. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Вместе с тем, согласно пп. «б» п. 4 раздела II Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, сбор, обновление и хранение информации о нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

Таким образом, реестр собственников многоквартирного дома должен содержать актуальную информацию, позволяющую идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме…».

Решение Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 28 февраля 2020 года по делу № 12-10/2020:

«…При этом, у управляющей организации имеется возможность получить сведения о праве собственности на помещение в соответствующем многоквартирном доме из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который находятся в свободном доступе…».

Стоит отметить, что УО следует внимательно относиться к обращениям о предоставлении Реестра. Необоснованный отказ в его выдаче или неполное предоставление сведений чревато наказанием в виде штрафа. Такой случай рассмотрим на примере Решения Арбитражного суда Центрального округа (дело № А14-12856/2020).

В городе Лиски Воронежской области управляющая организация «Малое управляющее жилищно-эксплуатационное предприятие № 3 Вектор» отказалась выдать инициатору собрания Реестр. Позднее в адрес собственников помещений УО всё же его предоставила, однако сведения данного документа были изготовлены с нарушением:

  • отсутствовали сведения о собственниках;
  • Реестр не содержал данные о размерах принадлежащих собственникам долей в праве общей собственности на имущество в МКД.

Собственник помещения в МКД направил в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области жалобу, после чего инспекция сочла, что действия УО действительно нарушают положения жилищного законодательства (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ) и лицензионные требования (подпункт «в» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД).

Надзорный орган привлёк управляющего к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначив штраф в 125 000 рублей.

Не согласившись с таким решением, УО обратилась за его обжалованием в суд.

Суды первой и второй инстанций отказали компании, посчитав, что она обоснованно привлечена к ответственности, в своём решении Арбитражный суд Центрального округа указал следующее:

  • собственники помещений в МКД ежегодно обязаны проводить годовое общее собрание (ч. 1 ст. 45 ЖК РФ);

  • УО обязана предоставлять Реестр по обращению лица, которое созывает ОСС, в пятидневный срок;

  • положения ЖК РФ предусматривают, что УО обязана вести Реестр. Этот документ должен содержать достоверные и актуальные сведения. Соответственно, обязанность представить данный документ собственникам помещений МКД можно считать исполненной, если документ соответствует установленным требованиям.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что Реестр, который был предоставлен собственникам, не содержал необходимых сведений. УО нарушила лицензионные требования, предусмотренные жилищным законодательством.

Суд отметил:

  • жалоба гражданина, по которой инспекция провела проверку и привлекла УО к ответственности, не была анонимной;

  • нарушения со стороны УО были обнаружены непосредственно должностным лицом, которое уполномочено составлять протоколы об административных правонарушениях;

  • у инспектора имелись достаточные данные, которые указывали на состав административного правонарушения.

Арбитражный суд Центрального округа установил, что порядок и сроки привлечения к административной ответственности были соблюдены. Нижестоящие суды правомерно пришли к выводу о совершении управляющим административного правонарушения.

Учитывая вышеизложенное, УО при предоставлении Реестра по обращению собственников и иных лиц, которые могут по закону получить данную информацию, не обязана предоставлять сведения о номерах телефонах и электронной почте собственников помещений МКД:

  • данные сведения не содержатся в Росреестре, не являются идентификационными данными для подтверждения права собственности данных граждан, поэтому не являются обязательными сведениями для внесения их управляющими организациями в состав Реестра.

При предоставлении Реестра необходимо указать обязательные требования его содержания в соответствии с действующим законодательством РФ, которое предъявляет условия в виде возможности идентифицировать собственников помещений в данном МКД.

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих компаний и ТСЖ. Все подробности по ссылке.


Комментарии

  • TPACCEP
    TPACCEP
    23.08.2021

    ...что то не догнал...итого даем реестр в соответствии с ЖК или 44пр?...

    ЗЫ ...я даю в соответствии с ЖК...ибо п.8 ст.5 ЖК РФ...ГЖИ довольна)))...

  • Дмитрий Саруонович
    Дмитрий Саруонович
    26.08.2021

    аналогично. Скажу лишь что даем реестры по ЖК, а по 44 только если собрание невраждебное. Одна пыталась жаловаться... ссылалась на письмо минстроя, в котором все неоднозначно и необязательно...)

  • Юрий Фомин
    Юрий Фомин
    26.08.2021

    Дмитрий Саруонович написал:


    TPACCEP, аналогично. Скажу лишь что даем реестры по ЖК, а по 44 только если собрание невраждебное. Одна пыталась жаловаться... ссылалась на письмо минстроя, в котором все неоднозначно и необязательно...)

    Вам повезло, что "одна" не подала в суд именно ссылаясь на приказ....
    Суд бы обязал: приказ Минстроя это НПА обязательный к исполнению...

  • Шла мимо
    Шла мимо
    26.08.2021

    А в чем принципиальная разница в реестрах, составленных в соответствии с ЖК и по приказу Минстроя 44пр? Что-то я пропустила эти расхождения :?

  • Юрий Фомин
    Юрий Фомин
    26.08.2021

    Шла мимо написал:


    А в чем принципиальная разница в реестрах, составленных в соответствии с ЖК и по приказу Минстроя 44пр? Что-то я пропустила эти расхождения

    Искать не буду, но есть- в Приказе больше инфо предусмотрено: вид собственности точно есть, еще что-то...И, с другой стороны, в ЖК вроде что-то есть, что Приказом не предусмотрено...
    Хотя...
    ЖК:
    содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме

    Приказ:
    содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;

    Жирным принципиальные различия, курсивом- факультативные.

    Ну и ссылочка на письмо, которое упоминается выше:
    https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73461342/

  • TPACCEP
    TPACCEP
    27.08.2021

    ...ИМХО...прикладывать реестр собственников к протоколу ОСС по 44пр - трудности инициатора!...

  • Юрий Фомин
    Юрий Фомин
    27.08.2021

    TPACCEP написал:


    ...ИМХО...прикладывать реестр собственников к протоколу ОСС по 44пр - трудности инициатора!...

    У нас было дело: мы по требованию потреба выслали ему Реестр, оформленный по ЖК, потреб подал в суд о предоставлении Реестра, содержащего в том числе сведения, предусмотренные Приказом. Суд нас обязал. Типа, нарушаем право на проведения собрания и Приказ не противоречит ЖК. Ну и письмо минстроя, хотя и НПА, но свою роль в суде сыграло.

  • Дмитрий Саруонович
    Дмитрий Саруонович
    31.08.2021

    Юриспруденция вещь мутная, но чисто логически:

    1. НПА обязывающий вести и выдавать реестр - ЖК РФ.

    2. Пр 44 - не содержит ни одной формулировки о выдаче реестра укашкой, и является НПА для исполнения только инициатором ОСС.
    ну тоже имхо конечно. Гдето судебные решения тоже читал в пользу УК.

  • TPACCEP
    TPACCEP
    01.09.2021

    Юрий Фомин написал:


    У нас было дело

    ...у нас то же...ябеда в ГЖИ...ответ ГЖИ ябеде - УК права, что выдала реестр по ЖК...до суда не дошло...

  • sver16-17
    sver16-17
    01.09.2021

    Отличие ЖК и Приказа в реквизитах документов, подтверждающих право собственности на помещение. Поэтому вопрос: надо указывать эти реквизиты согласно Приказа или можно не указывать по ЖК?

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Для улучшения работы сайта и его взаимодействие с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках браузера.

Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!