crm

До семинара в Сочи осталось

  • 1
  • 1
  • 8
дней

Блог

Главная Новые требования к протоколам общих собраний МКД в 2019 году

Тема

Автор

за


Новые требования к протоколам общих собраний МКД в 2019 году

Источник фото: https://www.pexels.com/

05 марта 2019 года вступил в силу Приказ № 44/пр, принятый 28 января 2019 года Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой РФ) под названием «Об утверждении требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» (далее — Требования/Порядок 44, Приказ 44).

Приказ 44 принят взамен Приказа Минстроя РФ № 937-пр от 25 декабря 2015 года (далее — Приказ 937) с аналогичным названием и отменяет его. Приказ 44 принят в связи с новыми требованиями Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) о порядке оформления и передаче подлинников протоколов общих собраний и решений со всеми приложениями в жилищную инспекцию.

Насколько изменились требования к протоколам общих собраний собственников (ОСС) помещений многоквартирных домов (МКД) и порядку передачи их в орган государственного жилищного надзора (далее — ГЖН) мы и будет разбираться в данной статье.

Нагляднее будет это сделать в виде таблицы, где будут видны все нововведения, которые приняты в Приказе 44.

№ пунктов

Приказ 937

Приказ 44

Примечания автора

Пункт 2 вводной части Приказа

Контролирует исполнение приказа Министр А.В. Чибис

Контролирует исполнение приказа Министр М.Б. Егоров

Не очень понятно, зачем в нормативно-правовом акте (НПА)  увековечивать свою фамилию, когда и так ясно, что контроль за исполнением его за Министром ЖКХ.

А если Министры будут меняться каждые полгода? Приказ переписывать?

 

Пункт 2 Требований

(Приложение № 1 к Приказу 44), далее — Требования.

Протокол ОСС составляется «... не позднее, чем через 10 дней после проведения ОСС»

Протокол ОСС составляется «… не позднее, чем через 10 дней с даты проведения ОСС»

Конкретизирован момент оформления протокола. Хотя в п. 1 ст. 46 ЖК РФ и иных статьях применяются также выражения «… после проведения ОСС», «…со дня принятия решения ОСС».

 

Пункт 3 Требований

Кем оформляется протокол ОСС.

Протокол ОСС ведется и оформляется секретарем ОСС

Протокол ОСС оформляется секретарем ОСС

Видимо, стало понятно, что во время проведения ОСС протоколы не ведутся, а оформляются после его проведения и принятия решений, и после подсчета голосов.

 

Пункт 4 Требований

Обязательные сведения в протоколе ОСС.

Подпункт «е»: Протокол ОСС должен обязательно содержать реквизит — подпись.

Подпункт «е» заменен абзацем третьим, в котором подробно расписано, кто обязательно подписывает протокола ОСС: Председатель ОСС, секретарь ОСС, члены счетной комиссии ОСС.

В случае неизбрания председателя ОСС (п. 23 Требований) — подписывает инициатор ОСС, а при организации ТСЖ и принятии устава ТСЖ — подписывают все собственники МКД (в силу ч. 1.1. ст. 136 ЖК РФ).

Ранее требования к реквизитам подписи в протоколе ОСС разъяснялись в пункте 21 Приказа 937.

Теперь это требования перенесены в пункт 4 Приказа 44.

Пункт 8 Требований — Место проведения ОСС.

 

Место проведения ОСС — адрес очном ОСС или адрес, где осуществлялся сбор письменных решений при очно-заочной и заочной форме ОСС. При проведении ОСС через ГИС ЖКХ — адрес МКД. Место и дата ОСС в протоколе и сообщении об ОСС должны были быть идентичны.

 

Аналогично Приказу 937.

 

 

 

Ранее не указывалось наименование Закона о ГИС ЖКХ.

 

В Приказ 44 внесены номер и дата Федерального закона о ГИС ЖКХ.

 

Пункт 9 Требований.

Требования к заголовку содержательной части протокола ОСС.

В этот пункт перенесено обязательное требование к идентичности места и даты проведения ОСС протокола ОСС и сообщения об ОСС со ссылками на нормы Жилищного Кодекса.

 

Пункт 8 Приказа 937 заменен пунктами 8 и 9 Приказа 44.

 

Требования идентичные, в Приказе 44 — указаны теперь ссылки на статьи ЖК РФ.

Пункт 10 Требований.

Требования к заголовку содержательной части протокола ОСС были установлены в пункте 9 Приказа 937.

Требования к заголовку содержательной части протокола ОСС идентичны с Приказом 937

Изменилась только нумерация пункта в Приказе 44 — требования к содержанию и требования к заголовку содержательной части Протокола ОСС - не изменились.

 

Пункт 11 Требований.

Сведения в вводной части протокола ОСС.

Требования к вводной части Протокола ОСС содержали подпункты «а»- «з».

Требования к вводной части Протокола ОСС изложены в пункте 12.

 

Подпункт «а» - дополнен требованием к сведениям об инициаторе — юридическом лице: «... государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика»;

 

подпункт «б» - дополнен требованиями об указании полного ФИО согласно документа, удостоверяющего личность, номера помещения в МКД и реквизитов документа о праве собственности на помещение.

 

 

 

Подпункт «в» - сведения о присутствующих приглашенных оформляются согласно требованиям пунктов 13-15 Приказа 44 в виде Приложений к Протоколу ОСС отдельным списком каждое.

 

 

 

 

 

Теперь обязательно указывать ИНН, ОГРН юридического лица — инициатора. А также № записи о государственной регистрации юридического лица.

 

Требования об указании сведений о председателе, секретаре и членах счетной комиссии расширены — обязательно указание, полного ФИО согласно паспорта (или иного документа), № помещения в МКД и реквизиты документа о собственности.

 

Ранее приглашенные просто указывались в Протоколе ОСС.

Теперь списки приглашенных и присутствующих — отдельные обязательные приложения к Протоколу ОСС.

 

Ранее возможно было указать их в виде списка отдельным приложением к протоколу ОСС при наличии присутствующих или приглашенных числом более 15.

 

Пункт 12 Требований

 

 

Указывались сведения о присутствующих на ОСС и требования к этим сведениям.

Требования к сведениям о присутствующих на ОСС установлены в пункте 13 Приказа 44.

Идентичны с пунктом 12 Приказа 937.

 

Изменений требований к сведениям о присутствующих нет.

Пункт 13, 14 Требований

В пункте 13 указывалось на то, что если присутствующих на ОСС - более 15, список может быть оформлен в виде Приложения к Протоколу ОСС и наименование списка.

 

Пункт 14 содержал требования к сведениям о приглашенных на ОСС.

 

Пункт 13 — требования к сведениям о присутствующих на общем собрании.

Идентичны с пунктом 12 Приказа 937.

 

 

Пункт 14 — требования к сведениям о приглашенных на общее собрание.

Требования идентичны с пунктом 14 Приказа 937.

 

Изменений требований к сведениям о приглашенных нет.

Пункт 15 Требований

 

Указывались требования к содержанию основной части протокола ОСС.

Указывает на оформление Приложений к Протоколу ОСС в виде списков присутствующих и приглашенных на общее собрание, а также ссылку в тексте протокола на названные Приложения в виде этих списков.

 

По факту в пункт 15 Приказа 44 перенесен пункт 13 Приказа 937.

Существенных изменений не содержит.

Пункт 16 Требований

 

Указывались требования к вопросам повестки дня ОСС, их формулировкам, не допускающим двоякое толкование.

Также соответствие формулировок вопросов закону, запрет на формулировку вопроса: «Разное», обязательное

указание на реквизиты документа, если в повестке дня принимается решением по какому-либо документу.

 

Указываются требования к содержанию основной части протокола ОСС.

 

Идентичен пункту 15 Приказу 937.

 

Изменений требований к содержанию основной части протокола ОСС нет.

Пункт 17 Требований.

 

Указывалось об изложении текста протокола от третьего лица, множественного числа.

 

Повторяет положения пункта 16 Приказа 937 к требованиям о формулировках вопросов повестки дня общего собрания.

 

Дополнено следующим:

- не допускается формулировка «Другие вопросы» или аналогичные по смысловому содержанию вопросы;

 

-не допускается возможность неоднозначного толкования вопросов;

 

- не допускается в одной формулировке вопроса объединение нескольких вопросов с разным смысловым содержанием.

 

 

Конкретизированы требования к формулировкам вопросов повестки дня общего собрания.

Пункт 18 Требований.

 

Указывалось на требования к тексту каждого раздела протокола ОСС.

 

Фактически повторяет пункт 17 Приказа 937.

 

Содержит требования к структурным единицам основной части содержательной части протокола общего собрания, которые должны излагаться от третьего лица множественного числа.

 

Немного перефразировано наименование:

вместо - «текст каждого раздела Протокола ОСС» -

применяется -

«структурная единица основной части содержательной части Протокола ОСС».

Пункт 19 Требований

 

Указывались обязательные приложения к протоколу ОСС.

Подпункты «а» - «з».

 

Фактически повторяет пункт 18 Приказа 937.

 

Содержит требования к тексту каждой структурной единицы основной части содержательной части протокола ОСС.

 

Требования идентичны требованиям аналогичного пункта Приказа 937 о содержании разделов Протокола ОСС.

 

Дополнено: требованием о недопущении возможности неоднозначного толкования предложенных к обсуждению вопросов повестки дня ОСС.

 

Изменения незначительны — в наименовании текста протокола.

Также повторяется требование о запрете на неоднозначное толкование вопросов повестки дня общего собрания.

 

Пункт 20 Требований

 

Установлены требования об обязательной нумерации Приложений к Протоколу ОСС и указания на номер приложения на его первом листе.

 

Фактически повторяет пункт 19 Приказа 937. Подпункты «а» - «ж».

Дополнения:

подпункт «а» - реестр собственников — необходимо указывать форму собственности на помещение в МКД, площадь помещения и долю каждого собственника;

 

подпункт «б» - копия сообщения об ОСС;

 

 

 

подпункт «в» - документы (можно копии) о направлении или вручении сообщения об ОСС либо о размещении его в МКД в доступном месте на основании решения ОСС или в ГИС ЖКХ;

 

 

 

подпункт «г» - списки присутствующих и приглашенных лиц на ОСС;

 

подпункт «д» - документы, удостоверяющие полномочия представителей;

 

подпункт «е» - документы, рассмотренные в соответствии с повесткой дня ОСС;

 

подпункт «ж» - письменные решения собственников.

Дополнен требованиями об обязательном указании в них на сведения, позволяющие идентифицировать в соответствии с пунктом 13, о волеизъявлении и дате заполнения.

 

Дополнен: ответственным за подготовку письменных бюллетеней (решений) — инициатор ОСС.

 

Дополнен абзацем: приложением могут быть иные документы в случае указания на них в тексте протокола ОСС.

 

Дополнены требования о сведениях в реестре о форме собственности и долях каждого собственника, площади помещения.

Ранее требовалось приложить текст сообщения об ОСС в соответствии с требованиями Кодекса.

 

Ранее имелось требование о

реестре, подтверждающем вручение, способ направления, а также документы о получении сообщения или его размещение в МКД согласно решению ОСС.

 

Аналогично Приказу 937.

 

 

 

Аналогично Приказу 937.

 

 

 

По смыслу аналогичен Приказу 937, пункт перефразирован.

 

Ранее указывалось только на приложение — письменные решения при очно-заочном и заочном голосовании.

Теперь письменные решенияобязательное приложение к протоколу ОСС.

Конкретизированы требования к письменным решениям собственников.

 

Аналогично пп. «з» п. 19 Приказа 937.

Пункт 21 Требований

 

Устанавливались требования к реквизитам подписи в Протоколе ОСС.

 

Установлены требования об обязательной нумерации Приложений к Протоколу ОСС и указания на номер приложения на его первом листе.

 

Аналогично пункту 20 Приказа 937.

 

Дополнено: приложения являются неотъемлемой частью протокола общего собрания.

 

 

Пункт 22 Требований

 

Устанавливались требования к подписям собственников в случае подписания ими протоколов ОСС при создании ТСЖ и принятии Устава в силу ст. 136 ЖК РФ.

 

Устанавливаются требования о реквизитах подписи — фамилии и инициалах подписавших протокол ОСС, саму подпись и дату ее проставления.

 

Аналогично нормам Приказа 937.

Пункт 23 Требований

 

Нет в Приказе.

Установлены требования о подписи в протоколе инициатора ОСС в случае отклонения кандидатур Председателя и секретаря ОСС, членов счетной комиссии.

 

Аналогичен пункту 21 Приказа 937.

 

Данная норма содержалась ранее в пункте 21 Приказа 937.

Пункт 24 Требований

 

Нет в Приказе.

Конкретизированы требования о требованиях к подписи собственников в протоколе собрания о создании ТСЖ и принятии его устава, подписи председателя, секретаря, счетной комиссии или инициатора с указанием на их статус.

 

Аналогичны требованиям пункта 22 Приказа 937.

 

Аналогичны нормам Приказа 937.

Норма более конкретизирована, но существенных изменений не содержит.

Наименование Приложения № 2.

«Порядок передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор».

«Порядок  направления подлинников решений собственников помещений в многоквартирных домах  и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор».

С 11.01.2018 г. Федеральным Законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ в ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ внесены изменения, согласно которым в органы жилищного надзора передаются подлинники решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, а не их копии.

Пункты 1  и 2 Порядка (Приложение № 2 к Приказу 44), далее — Порядок.

 

От установлении требований к порядку передачи инициатором ОСС в орган ГЖН копии протоколов и решений ОСС.

Изменено: копии на подлинники протоколов и решений собственников.

Приведено в соответствие с действующими нормами ЖК РФ.

Пункт 3 Порядка.

 

Установлены сроки передачи копий протокола собрания с копиями решений в 5-дневный срок с момента получения их управляющей организацией (УО), ТСЖ, ЖК или ЖСК.

 

Аналогичен пункту 3 Приказа 937, однако исключен абзац о требовании направления документов способом, позволяющим установить факт и дату их получения органом ГЖН, а также путем размещения в ГИС ЖКХ.

 

Изменения коснулись замены копий на подлинники протоколом и решений ОСС.

Пункт 4 Порядка.

 

Установлено, что требования к передаче считаются исполненными в случае размещения электронного образа Протокола ОСС и решений в ГИС ЖКХ и они доступны для обозрения в системе или иным способом, позволяющим установить дату и факт их размещения.

 

Устанавливаются требования о направлении подлинников протокола ОСС и решений инициатором ОСС в управляющую организацию (ТСЖ, ЖСК), а  при непосредственном способе управления — в орган ГЖН в течение 10 календарных дней со дня окончания ОСС или со дня его проведения.

 

Дополнен требованиями о передаче копий протоколов ОСС и решений при принятии решения общим собранием о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями (РСО) в силу пп.4.4 п. 2 ст. 44 ЖК РФ, а подлинники в этом случае — передаются инициатором в орган ГЖН в 10-дневный срок со дня окончания ОСС или со дня его проведения.

 

Копии протокола и решений должны быть переданы инициатором ОСС одновременно с направлением подлинников в орган ГЖН — в УО, ТСЖ, ЖСК, а также в РСО и Региональному оператору по ТКО.

 

Приведено в соответствие с действующими нормами ЖК РФ.

Между абзацем 1 и 2 в данном пункте возникают противоречия.

 

Как будет толковаться и разъясняться органами ГЖН или судами  при их применении - пока неясно.

 

Скорее всего, будут необходимы разъяснения со стороны Минстроя.

 

Наверное, предполагалось, что такое собрание будет инициироваться управляющей организацией, что и происходит в большинстве случаев.

 

В случае инициатора — собственника эти абзацы вступают в противоречие.

 

Пункт 5 Порядка.

Отсутствует в Приказе.

Установлены требования о направлении подлинников протоколов и решений ОСС  способом, позволяющим подтвердить факт и дату их получения органом ГЖН, а также о размещении в ГИС ЖКХ в открытом доступе скан-образов документов не позднее 5 рабочих дней с момента направления в орган ГЖН.

 

Требования аналогичны пункту 3 Приказа 937 — второй абзац.

 

Дополнен: если скан-образы размещены раньше передачи подлинников в орган ГЖН — датой передачи считается дата размещения их в ГИС ЖКХ.

 

Существенных изменений не содержит. Внесено указание на Федеральный закон № 209 о ГИС ЖКХ.

 

Сроки размещения в ГИС ЖКХ — аналогичны Приказу 937.

 

Как и в Приказе 937, в Приказе 44  конкретно не указано, кто размещает документы в ГИС ЖКХ.

Исходя из анализа норм ЖК РФ и Закона о ГИС ЖКХ, можно сделать вывод об обязанности УО разместить документы в ГИС ЖКХ.

Исходя из вышеприведенного анализа норм Приказа 44, существенных изменений в порядке оформления Протоколов общих собраний собственников помещений МКД и порядке их направления в орган ГЖН не внесено. Новый Приказ 44 является практически братом-близнецом Приказа 937. Некоторые нормы более конкретизированы и незначительно дополнены, исходя из изменений в нормах Жилищного кодекса, в связи, с чем сложностей в его правоприменительной практике возникнуть не должно.

С уважением, Ильмира Носик.

С помощью сервиса  «Автоматизация проведения общих собраний»  от компании «Бурмистр.ру»  провести собрание можно без труда.  Более подробная информация по ссылке.

А если вы пользуетесь нашей CRM-системой, то вы можете бесплатно провести общее собрание.  Вся необходимая информация о сервисе тут.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже. 


Комментарии

  • Аркадий Сизов
    Аркадий Сизов
    20.03.2019

    А вы друзья как не садитесь все в музыканты не годитесь

  • Александр Иванов
    Александр Иванов
    18.07.2019

    Интересно, если протокол ОСС будет оформлен с незначительными отклонениями от требований нового приказа (или, например, бюллетень голосования не будет содержат информацию о правоустанавливающем документе), можно ли будет отменить итоги голосования?

  • Ильмира
    Ильмира
    22.07.2019

    Исходя из судебной практики, если этот голос не повлиял на кворум и принятое решение - вряд ли вы признаете незаконным такое решение. УО обычно сами сведения в решения дополняют. Некоторые суды исключают такие решения без сведений о правоустанавливающих документах. Но в суд же можно их и принести, чтоб голос не исключили. Суд может это принять.

    ОСС ничтожно только если нет кворума или вопрос не в его компетенции. Остальное все - оспоримые решения. И чтоб его признали незаконным надо, чтобы исключение голосов могло повлиять на кворум или доказать нарушение прав собственника, который его обжалует.

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Для улучшения работы сайта и его взаимодействие с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках браузера.

Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!