Блог

Главная Порядок признания МКД аварийным

Показать статьи темы

за


Порядок признания МКД аварийным

Масштабы строительства в нашей стране, несмотря на длящийся с 2008 года экономический кризис и попытки «убить» всякий мало-мальско работающий бизнес, остаются на высоком уровне. Люди как-то умудряются покупать жилье, хотя и условия ипотечного кредитования постоянно ужесточаются для заемщиков.

Однако в нашей стране немало и таких многоквартирных домов (МКД), которые построены 50 - 70, а то и 100 лет назад. Местные власти (далее - ОМСУ)  и власти субъектов РФ в некоторых регионах  почему-то не особо стремятся признавать их аварийными. Хотя причина понятна: ведь это же сразу повлечет обязанность властей предоставить собственникам и нанимателям таких домов новое жилье взамен утраченного. Куда проще взваливать ответственность за содержание таких МКД на «богатые» управляющие организации. В этой статье мы рассмотрим вопросы признания МКД аварийным.

Пунктом 2 ст. 11 Конституции РФ установлено, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти, то есть, на территории Забайкальского края — органы власти субъекта РФ во главе с Вами, как высшим должностным лицом.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления  в области жилищных отношений относятся, в том числе и признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (подпункт 8).

Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относятся, в том числе и:

11) определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания;

12) признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда РФ непригодными для проживания;

17) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда РФ, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся, в том числе и:

6) признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания;

8) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта РФ, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Многоквартирные дома и жилые помещения в них могут быть признаны аварийными в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее — Положение 47), если проживание в таких домах опасно для жизни и здоровья людей, проживающих в них.

Заявление о признании жилого помещения или МКД может быть направлено собственником помещения, правообладателем, нанимателем, федеральным органом государственной власти — собственником имущества, органом надзора (контроля) по вопросам в пределах своей компетенции (пункт 42 Положения 47).

К сожалению, управляющих организаций среди указанных лиц не имеется, если только не отнести их к понятию правообладатели. А про надзорный орган конкретно не указано, что за орган может подать такое заявление.

В соответствии с пунктом 10  Положения 47 несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

У управляющей организации в силу закона и договора управления имеются обязанности только по проведению текущего ремонта и содержания МКД. Выполнение текущего ремонта при аварийном состоянии домов не приведет к необходимым результатам в отношении МКД и к удовлетворительному состоянию его несущих конструкций, где необходим значительный капитальный ремонт практически всего дома.

Да и финансируют собственники в виде платы за СОИ отнюдь не работы капитального характера аварийного дома, который и ремонтировать нет смысла. Вопрос в том, за счет каких средств управляющие организации должны производить работы по такому фактически аварийному дому? Ведь по закону именно управляющая организация обязана обеспечить безопасные и благоприятные условия труда. Если честно, то формулировка эта слишком размытая и неконкретная, позволяющая злоупотреблять при ее применении надзорным органам и судам.

В соответствии с пунктом 7 Положения 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

  • о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

  • о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении 47 требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

  • о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

  • о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

  • о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения 47).

В соответствии с пунктом 49 Положения 47 на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Кроме того, не стоит забывать, что согласно пункту 52 Положения 47 решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 Положения 47, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке, также как и бездействие органа власти субъекта РФ, ОМСУ — в случае игнорирования заявления о признании МКД аварийным  и иных обращений граждан и организаций.

Таким образом, хотя управляющая организация и не названа в перечне заявителей, которые могут подать заявление о признании МКД аварийным, вся информация по состоянию дома имеется именно у УО. Да и в интересах УО признать дом аварийным, если имеются для этого все основания. Для этого можно самостоятельно заказать экспертное заключение, проведя строительную экспертизу. А заявление в межведомственную комиссию можно направить от имени одного или нескольких лояльных собственников помещений МКД, которые в первую очередь должны быть заинтересованы в этом.

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на «Закрытую ветку-2020». Вся необходимая информация о сервисе, а также заявка находятся здесь.





Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!