new_year

Статьи

Главная Мнение Верховного суда РФ. Способы начисления платы за вывоз ТКО

Показать статьи темы

за


Мнение Верховного суда РФ. Способы начисления платы за вывоз ТКО

Источник фото: https://www.pexels.com/

Существуют два варианта расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО: исходя из количества потребителей и с учетом площади помещений дома. По общему правилу применяется первый вариант, второй вариант может применяться только в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об оплате потребителями услуги исходя из общей площади жилого помещения.

Во исполнение требований федерального законодательства Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354) и установило особенности их применения Постановлением от 27 августа 2012 года №857 (далее – Постановление № 857).                                                                                                          

Безусловно, данные положения законодательства не обошлись без судебной практики.

Верховный суд РФ (дело № АКПИ21-568) пришёл к следующему выводу: начисление платы за вывоз твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО) исходя из площади жилого дома и из количества проживающих - не нарушает жилищное и гражданское законодательство.

Предпосылками спора явились положения Постановления № 857 и нормативы накопления ТКО в субъекте РФ:

  • Постановление № 857 предоставляет регионам принимать решение о том, что потребители платят за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения.

  • Министерство ЖКХ Московской области утвердило нормативы накопления ТКО для индивидуальных жилых домов (далее – ИЖД) на территории Московской области. Расчёт нормативов производился с учётом размера общей площади ИЖД и одного проживающего. В соответствии с полученным расчётом один жилец ИЖД должен платить в год за 17,210 кубометров ТКО.

Инициатор спора – гражданка, проживающая одна в ИЖД Московской области, заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства, ветеран труда и инвалид 3 группы. В течение полугода она производила замеры накопления ТКО и пришла к выводу: за месяц один контейнер размером 70 см * 40 см * 40 см накапливает объём около 0,112 кубометра. За год такая цифра составляет 1,344 кубометра ТКО.

В соответствии с расчётами собственника ИЖД тот объём, который предъявлялся ей к оплате региональным оператором:

  • почти в 13 раз превышал фактический объём накопления;

  • в 4,25 раза превышал максимум при нормативе ТКО в кубометрах на одного проживающего.

Гражданка посчитала, что сложившееся положение ухудшает качество её жизни, увеличивая в разы финансовую нагрузку по платежам за вывоз ТКО.

Основанием для иска явились следующие умозаключения истицы:

  • общая площадь жилого помещения (дома) не имеет отношения к накоплению ТКО, поскольку это результат жизнедеятельности человека;

  • подход к определению нормативов накопления ТКО по регионам является различным, несмотря на то, что должен соответствовать реальным параметрам накопления отходов.

Учитывая, что в её случае перерасчёт невозможен, в силу отсутствия законодательного регулирования сложившейся ситуации, собственница ИЖД обратилась в Верховный Суд РФ с административным иском - с требованием о признании недействующим абзаца первого пункта 4(1) Постановления № 857.

По мнению истицы, оспариваемые положения данного Постановления не соответствуют содержанию статьи 3 Гражданского кодекса, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ и нарушают её права.

Верховный суд РФ не поддержал доводы собственника:

  • Правительство РФ в пределах своих полномочий утвердило Правила № 857, которые устанавливают особенности применения Правил № 354, наделило регионы правом принимать решение об оплате ТКО исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148 (30) Правил во всех или некоторых муниципальных образованиях;

  • оспариваемый пункт Правил № 857 соответствует жилищному законодательству, законодательству в области обращения с отходами и не нарушает права административного истца;

  • Правила отсылают к формуле 9(2), согласно которой размер платы за обращение с ТКО (вывоз мусора) определяется исходя из общей площади жилого помещения, нормативов накопления отходов и установленной цены на эту услугу;

  • норматив накопления ТКО является средним количеством отходов, которые образуются в единицу времени (статья 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Установление нормативов накопления ТКО входит в полномочия регионов.

В результате суд высшей инстанции пришёл к выводу - доводы административного истца о противоречии обжалуемой нормы пункту 1 статьи 1, пункту 5 статьи 3 Гражданского кодекса РФ не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. Исковые требования основаны на ошибочном толковании оспариваемых положений нормативного правового акта и не могут рассматриваться как противоречащие нормам гражданского законодательства РФ.

Таким образом, несмотря на «экономические расчёты» истца, суд оставил в силе действующие нормы: начисление платы за вывоз ТКО может осуществляться с учётом площади помещения многоквартирного дома (ИЖД) либо с учётом количества проживающих граждан.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги УК и ТСЖ. Заявка здесь.

 


Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!