Блог

Главная Налоговая оптимизация в сфере управления МКД и аффилированность. Кто кого?

Тема

Автор

за


Налоговая оптимизация в сфере управления МКД и аффилированность. Кто кого?

Налоговую оптимизацию очень многие в настоящее время воспринимают, как уменьшение налогов любыми способами. Руководители управляющих организаций в данном случае не стали исключением, но по традиции Баба Яга налоговики против, что оборачивается для управляющих организаций многомиллионными доначислениям налогов и сборов. В настоящее время сижу пишу консультацию клиенту в рамках абонентского юр. обслуживания и из этой консультации параллельно делаю статью с обзором что руководителям УК делать можно и что делать категорически нельзя с точки зрения сложившейся судебной практики. 


В первой (вступительной) части статьи (вступительных частей будет две) начнем разбирать НДС и основанную на нем налоговую оптимизацию, которая при неправильном подходе может довести вплоть до уголовного дела.

После публикации двух вступительных частей будет самое интересное, а именно описание того, как налоговики доначисляют налоги и сборы управляющим организациям, используя доказанную аффилированность последних с поставщиками и подрядчиками.

Итак, поехали…

Чисто «ЖКХшных» налоговых льгот, которые позволяют хоть как-то минимизировать налоговую нагрузку в управляющих организациях в НК РФ не так уж и много, а точнее две. Одну я описал тут (часть 1 , часть 2), но нам интересна льгота по НДС, которая содержится в пп.30 п.3 ст.149 НК РФ.

В соответствии с пп.30 п.3 ст.149 НК РФ не подлежит налогообложению на территории РФ «реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями … при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги)…».

Льгота имеет смысл только в ситуации, когда управляющая организация работает на ОСНО, а подрядные организации и ИП, которые (это важно) выполняют работы (услуги) по содержанию и ремонту (сейчас в соответствии с ЖК – это услуги по содержанию жилого помещения) общего имущества МКД, применяют УСНО.

 Давайте разберем ситуацию, когда у управляющей организации (на ОСНО) есть подрядчик (на УСНО), который убирает места общего пользования МКД (уборка подъездов). Стоимость услуг подрядчика 100 000 рублей в год. В примере не будет учитывать рентабельность услуги по уборке подъездов, то есть реализация происходит по цене приобретения.

 

Без льготы по НДС

С льготой по НДС

Стоимость услуг подрядчика

100 000

100 000

НДС к вычету

0

0

Выручка от оказания услуг по уборке (без НДС)

100 000

100 000

НДС с реализации

20 000

0

НДС к уплате в бюджет

20 000

0


На самом деле, в примере выше все просто, так как в отсутствии льготы от НДС с реализации уйти нельзя, а вычетов «входящего» НДС нет и уменьшить НДС с выручки попросту нечем. В результате с упрощенцами работать становится попросту невыгодно, так как с каждых 100 рублей затрат управляющая организация будет терять 20 рублей на НДС.

Думаю, что всем понятно, что льгота достаточно интересная, так как позволяет работать с небольшими организациями и ИП, которые достаточно гибко относятся к ценообразованию своих услуг и которых, что немаловажно, можно достаточно оперативно заменить на других при некачественном выполнении работ (услуг).

Что произошло на практике…

Огромное количество руководителей управляющих организаций достаточно быстро осознали, что с помощью пп.30 п.3 ст.149 НК РФ можно достаточно серьезно снизить налоговую нагрузку по НДС и начали использовать льготу в двух вариантах:

 

Безопасное использование льготы по НДС

Рискованное использование льготы по НДС

 

Близость подрядчика к управляющей организации

Подрядчики всегда были независимы от

управляющих организаций

Создавались «карманные» подрядчики

Цель использования льготы

Правомерное получение налоговой выгоды

Необоснованное получение налоговой выгоды

Наличие критериев, которые свидетельствуют об «искусственности» схемы

Критериев нет

Критериев достаточно большое количество


Сложно сделать выводы, какая доля существующих подрядчиков с 2010 года «использовалась» для льготы специально, а какая доля использовалась «безопасно», так как оценку можно дать исключительно на основании достаточно обширной судебной практики (сотни решений), которая сложилась не в пользу налогоплательщиков.

Так, для примера, можно привести 2 достаточно интересных дела:
  1. Постановление АС ЗСО от 15.03.2019 N Ф04-347/2019 по делу N А75-3674/2018 (Определением Верховного Суда РФ от 08.07.2019 N 304-ЭС19-10037 по делу N А75-3674/2018 решение оставлено в силе).
  2. Постановление АС ЗСО от 20.02.2019 N Ф04-190/2019 по делу N А75-3680/2018 (Определением Верховного Суда РФ от 08.07.2019 N 304-ЭС19-9495 по делу N А75-3680/2018 решение оставлено в силе).
Озвучивание этой темы на семинарах, как правило, «спотыкается» об казалось бы «железобетонный» аргумент «это не запрещено действующим законодательством, а значит можно» участников семинаров.

Но, к сожалению, данный аргумент развивается об еще более «железобетонные» доказательства со стороны налоговых органов.

А что за доказательства и как проверяют налоговики управляющие организации расскажу в следующий раз.

С уважением, Кочетков Юрий.  

Кочетков

Юрий Кочетков

Генеральный директор ООО "Бурмистр.ру""

Профиль


Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!