Статьи

Главная Перерасчёт за ТКО. Комментируем Решение ВС РФ № АКПИ19-967 от 26.02.2020 г.

Показать статьи темы

за


Перерасчёт за ТКО. Комментируем Решение ВС РФ № АКПИ19-967 от 26.02.2020 г.

Мы уже рассматривали вопрос о прерасчётах за ТКО, но само время накидывает на вентилятор, а потому - развиваем тему.

Однажды гражданка Ковригина, проживающая в Алтайском крае, проиграла в Верховном Суде РФ, а мы изучили судебный акт и выражаем ей благодарность за инициативу, благодаря которой каждый житель-потребитель (а мы все таковые в нерабочее время) вправе в установленных случаях потребовать от регионального «мусорного» оператора» перерасчёт за ТКО.

Итак, гражданка Ковригина обратилась в Верховный Суд РФ с административным иском о признании недействующим пункта 148(36) Правил № 354, который, к слову, имеет следующее содержание:

«148.36. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.»

В обоснование заявленного требования была положена ссылка на то, что оспариваемый пункт не соответствует ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, ст. 1, п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 782 ГК РФ, п. 1 ст. 27, п. 4 ст. 28 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и нарушают права истца на оплату тех услуг, которые были фактически оказаны.

Разумеется, иск подан не из спортивного интереса; гражданка представила регоператору «документы об отсутствии проживающих в указанной квартире в течение всего календарного года», но ей было отказано в перерасчете платежей. Начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО производилось по количеству собственников (то есть на одну гражданку).

Верховный Суд РФ не нашёл оснований для удовлетворения заявленных требований, указав следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ Правительство РФ утвердило Правила № 354, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (п. 1).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил № 354.

Оспариваемый п.148 (36) Правил № 354 определяет порядок расчета объема коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.

Собственник жилого дома или части жилого дома согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (п. 1 ст. 24.7).

Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ч. 11 ст. 155 ЖК РФ предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ.

ТКО согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1).

Ввиду отсутствия возможности определения объёма индивидуального потребления данного вида коммунальной услуги размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения.

ТКО относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство РФ, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в п. 148(36) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.

Не заметили подвох? Буквально в п. 148(36) не так написано, а суть вот в чём: поскольку ТКО рассчитываются по нормативу, то из ч. 11 ст. 155 ЖК РФ следует, что перерасчёт возможен.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта ст. 782 ГК РФ, п. 1 ст. 27, п. 4 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» сочтены несостоятельными, поскольку названные нормы не регулируют порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

А дальше следите за руками... Согласно разъяснению, данному в п. 35 постановления Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Оспариваемые положения п. 148(36) Правил по своему содержанию являются ясными и определенными.

Доводы административного истца о том, что региональный оператор отказал в перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, ВС РФ отклонил, указав, что гражданка Ковригина оа основании ст. 3 ГПК РФ вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

В итоге мы получили полезную мысль: отсутствие проживающих в квартире - это частный случай временного отсутствия потребителя, соответственно можно заявить о перерасчете платы за обращение с ТКО, поскольку это предусмотрено Разделом VIII Правил № 354.

С уважением, Алексей Тищенко

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе по ссылке.  


Комментарии

  • саныч
    саныч
    29.06.2020

    В итоге мы получили полезную мысль: отсутствие проживающих в квартире - это частный случай временного отсутствия потребителя, соответственно можно заявить о перерасчете платы за обращение с ТКО, поскольку это предусмотрено Разделом VIII Правил № 354.

    В итоге, я так и не понял самого главного.
    Нужно ли платить за квартиру, где никто не прописан?
    Регоператор не УК. Составить акт о количестве проживающих в квартире - вряд ли сможет. У него на это - ни людей, ни времени нет. Значит выход у него 1 - верить на слово информации об отсутствии прописанных.
    Таким образом, другого законного варианта, как сделать перерасчет собственнику "пустого" помещения, у РО не остается? Я сейчас специально оставлю в стороне сложности с фактическим принуждением РО к этому самому "перерасчету".

  • Комментатор
    Комментатор
    29.06.2020

    Ну вот посмотрите; второе предложение части 11 статьи 155 ЖК РФ:

    При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

    А порядок этот именно в разделе 8 правил 354.

    соответственно, если принесли документы, то РО обязан пересчитать

  • Комментатор
    Комментатор
    29.06.2020

    И я не вижу противоречия с п.56(2) Правил 354:

    56(2). При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

    потому, что ВС разобрал ситуацию именно временного отсутствия, а не просто нулевую квартиру.

  • саныч
    саныч
    29.06.2020

    Комментатор написал:


    временного отсутствия, а не просто нулевую квартиру.

    Правильно. Просто в "нулевой" квартире "временное отсутствие" кого-либо будет "презюмироваться".
    И РО будет поставлен в ситуацию доказывания обратного. Что, в его случае, сопряжено со значительными трудностями.

    Комментатор написал:


    соответственно, если принесли документы, то РО обязан пересчитать

    Фактически, все что надо будет принести гражданину - это "пустая" выписка из домовой книги. Плюс заявление соответствующее.

  • Волжский парень
    Волжский парень
    29.06.2020

    саныч написал:


    Фактически, все что надо будет принести гражданину - это "пустая" выписка из домовой книги.

    А кто такую даст? Разве их не отменили?
    Плюс как отсутствие прописанных будет доказывать, что в квартире никто не живет?
    Даже если у тебя 2 квартиры, а живешь ты в одной, то чем можно доказать, что во 2 никто реально не проживает?

  • Комментатор
    Комментатор
    29.06.2020

    саныч написал:


    Просто в "нулевой" квартире "временное отсутствие" кого-либо будет "презюмироваться".

    Да, и ВС как раз указал, что нужно просто принести документы...

  • саныч
    саныч
    29.06.2020

    Волжский парень написал:


    А кто такую даст? Разве их не отменили?

    Отменили. А толку. Наши доблестные органы аналогичные документы выдавать отказываются. Вот и ходят люди ко мне (в УК). А я уже действую по ситуации...
    Скажу больше: - я сам такой. Мне РО за 5рых прописанных (при позапрошлом собственнике) в "нулевой" квартире ТКО за начисляет.
    Я от своей УК по хорошему ни хрена добиться не могу. Они меня нах к РО посылают..
    Люди выписывались через госуслуги/МФЦ/ хз как и обмена данными между всеми участниками процесса не случилось. Всем плевать.
    Вот и "правлю" свой ЕПД ежемесячно. В любом случае при обращении в суд РО с меня не взыщет.

    Волжский парень написал:


    Плюс как отсутствие прописанных будет доказывать, что в квартире никто не живет?

    Вопрос: на ком бремя доказывания и каково оно? Получается, что собственник свое "бремя доказывания" выполнил, представив бумажку.

  • Волжский парень
    Волжский парень
    30.06.2020

    саныч написал:


    Вопрос: на ком бремя доказывания и каково оно? Получается, что собственник свое "бремя доказывания" выполнил, представив бумажку.

    Остаётся вопрос в легитимности бумажки.
    Официально такой бумажки не существует, а значит и к рассмотрению её можно не принимать.
    Тем более, если память мне не изменяет, то перечень бумажек, предоставляемых при временном отсутствии тоже есть.

  • саныч
    саныч
    30.06.2020

    Волжский парень написал:


    Остаётся вопрос в легитимности бумажки.

    Мы на своем бланке, внизу, строчку сделали. Ссылаемся на приказ и предупреждаем о том, что могут содержаться некорректные данные.
    Другого у нас нет. Менты не дают. ОМС тоже. И куды бедному крестьянину деваться....

  • Волжский парень
    Волжский парень
    30.06.2020

    саныч написал:


    Мы на своем бланке, внизу, строчку сделали. Ссылаемся на приказ и предупреждаем о том, что могут содержаться некорректные данные.

    Ну и как может официальный орган такое принять?
    Одно дело билет, командировочное и т.д., и совсем другое бумажка, которой законодательно не существует, еще и с некорректными данными.

  • 1
  • 2

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!