Тема: ТКО
Источник фото: https://www.pexels.com/
Мы уже рассматривали вопрос о прерасчётах за ТКО, но само время накидывает на вентилятор, а потому - развиваем тему.
Однажды гражданка Ковригина, проживающая в Алтайском крае, проиграла в Верховном Суде РФ, а мы изучили судебный акт и выражаем ей благодарность за инициативу, благодаря которой каждый житель-потребитель (а мы все таковые в нерабочее время) вправе в установленных случаях потребовать от регионального «мусорного» оператора» перерасчёт за ТКО.
Итак, гражданка Ковригина обратилась в Верховный Суд РФ с административным иском о признании недействующим пункта 148(36) Правил № 354, который, к слову, имеет следующее содержание:
«148.36. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.»
В обоснование заявленного требования была положена ссылка на то, что оспариваемый пункт не соответствует ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, ст. 1, п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 782 ГК РФ, п. 1 ст. 27, п. 4 ст. 28 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и нарушают права истца на оплату тех услуг, которые были фактически оказаны.
Разумеется, иск подан не из спортивного интереса; гражданка представила регоператору «документы об отсутствии проживающих в указанной квартире в течение всего календарного года», но ей было отказано в перерасчете платежей. Начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО производилось по количеству собственников (то есть на одну гражданку).
Верховный Суд РФ не нашёл оснований для удовлетворения заявленных требований, указав следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ Правительство РФ утвердило Правила № 354, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (п. 1).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил № 354.
Оспариваемый п.148 (36) Правил № 354 определяет порядок расчета объема коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.
Собственник жилого дома или части жилого дома согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (п. 1 ст. 24.7).
Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ч. 11 ст. 155 ЖК РФ предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ.
ТКО согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1).
Ввиду отсутствия возможности определения объёма индивидуального потребления данного вида коммунальной услуги размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения.
ТКО относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство РФ, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в п. 148(36) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.
Не заметили подвох? Буквально в п. 148(36) не так написано, а суть вот в чём: поскольку ТКО рассчитываются по нормативу, то из ч. 11 ст. 155 ЖК РФ следует, что перерасчёт возможен.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта ст. 782 ГК РФ, п. 1 ст. 27, п. 4 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» сочтены несостоятельными, поскольку названные нормы не регулируют порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
А дальше следите за руками... Согласно разъяснению, данному в п. 35 постановления Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Оспариваемые положения п. 148(36) Правил по своему содержанию являются ясными и определенными.
Доводы административного истца о том, что региональный оператор отказал в перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, ВС РФ отклонил, указав, что гражданка Ковригина оа основании ст. 3 ГПК РФ вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
В итоге мы получили полезную мысль: отсутствие проживающих в квартире - это частный случай временного отсутствия потребителя, соответственно можно заявить о перерасчете платы за обращение с ТКО, поскольку это предусмотрено Разделом VIII Правил № 354.
С уважением, Алексей Тищенко
Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе по ссылке.Рассылка новостей ЖКХ
а также наших статей
Подписалось уже
18807 человек
Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!
Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!
В итоге мы получили полезную мысль: отсутствие проживающих в квартире - это частный случай временного отсутствия потребителя, соответственно можно заявить о перерасчете платы за обращение с ТКО, поскольку это предусмотрено Разделом VIII Правил № 354.
В итоге, я так и не понял самого главного.
Нужно ли платить за квартиру, где никто не прописан?
Регоператор не УК. Составить акт о количестве проживающих в квартире - вряд ли сможет. У него на это - ни людей, ни времени нет. Значит выход у него 1 - верить на слово информации об отсутствии прописанных.
Таким образом, другого законного варианта, как сделать перерасчет собственнику "пустого" помещения, у РО не остается? Я сейчас специально оставлю в стороне сложности с фактическим принуждением РО к этому самому "перерасчету".
Ну вот посмотрите; второе предложение части 11 статьи 155 ЖК РФ:
порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в
А порядок этот именно в разделе 8 правил 354.
соответственно, если принесли документы, то РО обязан пересчитать
И я не вижу противоречия с п.56(2) Правил 354:
56(2). При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
потому, что ВС разобрал ситуацию именно временного отсутствия, а не просто нулевую квартиру.
Комментатор написал:
временного отсутствия, а не просто нулевую квартиру.
Правильно. Просто в "нулевой" квартире "временное отсутствие" кого-либо будет "презюмироваться".
И РО будет поставлен в ситуацию доказывания обратного. Что, в его случае, сопряжено со значительными трудностями.
Комментатор написал:
соответственно, если принесли документы, то РО обязан пересчитать
Фактически, все что надо будет принести гражданину - это "пустая" выписка из домовой книги. Плюс заявление соответствующее.
саныч написал:
Фактически, все что надо будет принести гражданину - это "пустая" выписка из домовой книги.
А кто такую даст? Разве их не отменили?
Плюс как отсутствие прописанных будет доказывать, что в квартире никто не живет?
Даже если у тебя 2 квартиры, а живешь ты в одной, то чем можно доказать, что во 2 никто реально не проживает?
саныч написал:
Просто в "нулевой" квартире "временное отсутствие" кого-либо будет "презюмироваться".
Да, и ВС как раз указал, что нужно просто принести документы...
Волжский парень написал:
А кто такую даст? Разве их не отменили?
Отменили. А толку. Наши доблестные органы аналогичные документы выдавать отказываются. Вот и ходят люди ко мне (в УК). А я уже действую по ситуации...
Скажу больше: - я сам такой. Мне РО за 5рых прописанных (при позапрошлом собственнике) в "нулевой" квартире ТКО за начисляет.
Я от своей УК по хорошему ни хрена добиться не могу. Они меня
нахк РО посылают..Люди выписывались через госуслуги/МФЦ/ хз как и обмена данными между всеми участниками процесса не случилось. Всем плевать.
Вот и "правлю" свой ЕПД ежемесячно. В любом случае при обращении в суд РО с меня не взыщет.
Волжский парень написал:
Плюс как отсутствие прописанных будет доказывать, что в квартире никто не живет?
Вопрос: на ком бремя доказывания и каково оно? Получается, что собственник свое "бремя доказывания" выполнил, представив бумажку.
саныч написал:
Вопрос: на ком бремя доказывания и каково оно? Получается, что собственник свое "бремя доказывания" выполнил, представив бумажку.
Остаётся вопрос в легитимности бумажки.
Официально такой бумажки не существует, а значит и к рассмотрению её можно не принимать.
Тем более, если память мне не изменяет, то перечень бумажек, предоставляемых при временном отсутствии тоже есть.
Волжский парень написал:
Остаётся вопрос в легитимности бумажки.
Мы на своем бланке, внизу, строчку сделали. Ссылаемся на приказ и предупреждаем о том, что могут содержаться некорректные данные.
Другого у нас нет. Менты не дают. ОМС тоже. И куды бедному крестьянину деваться....
саныч написал:
Мы на своем бланке, внизу, строчку сделали. Ссылаемся на приказ и предупреждаем о том, что могут содержаться некорректные данные.
Ну и как может официальный орган такое принять?
Одно дело билет, командировочное и т.д., и совсем другое бумажка, которой законодательно не существует, еще и с некорректными данными.