Блог

Главная Раздельный учет доходов и расходов по коммунальным услугам для льготы по УСНО

Тема

Автор

за


Раздельный учет доходов и расходов по коммунальным услугам для льготы по УСНО

Льгота для управляющих компаний и ТСЖ, применяющих упрощенную систему налогообложения в части освобождение от налогообложения денежных средств, поступающих в оплату коммунальных услуг, «обновилась» с 01.01.2020 года. Но, как обычно это бывает, вопросов в отношении вопроса применения льготы меньше не стало. Давайте попытаемся в них разобраться.

Писать о том, что было до 01.01.2020 года не буду, так как об этом было написано мной ранее. Многие упрекали меня, что я излишне нагнетаю, но принимать решение всё равно лично вам, да и штрафы платить тоже. Поэтому давайте исходить из двух принципов:

  1. я в хорошем плане параноик и всегда на все вопросы смотрю с позиции «Что за это «прилетит»;

  2. судиться с налоговиками в настоящее время дело достаточно гиблое и суды чаще встают на сторону бюджета, наплевав на нормы НК РФ.

Теорию я описал ранее в указанной выше статье, давайте поговорим о практике.

Итак, для примера возьмем:

  1. «стандартную» управляющую компания, которая не смогла «спихнуть» коммунальные услуги на прямые договоры и продолжает выступать исполнителем коммунальных услуг;

  2. МКД, который оборудован общедомовым прибором учета (далее по тексту – ОДПУ).

Соответственно, в примере мы имеем «цепочку» «РСО – УК – потребители/собственники в части КРСОИ».

РСО не в курсе, что происходит внутри МКД в части разделения поставленного в дом коммунального ресурса, да и не за чем ей это.

Согласно пп.«а» п.21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 №124 объем коммунального ресурса, который впоследствии должна оплатить управляющая организация определяется по показаниям ОДПУ.

Требовать от РСО, чтобы она разделила вам счета на КРСОИ и на «всё остальное» нереально, так у РСО есть объем по ОДПУ и ей абсолютно все равно, что происходит у вас в бухгалтерском учёте.

Поставленный коммунальный ресурс внутри МКД управляющая организация «распределит» у себя в бухгалтерском учете в виде:

  1. коммунальных услуг по показаниям приборов учета, среднему значению или нормативу;

  2. коммунальных ресурсов на содержание общего имущество (КРСОИ) в пределах норматива на КРСОИ;

  3. коммунальных ресурсов на содержание общего имущество (КРСОИ) сверх норматива на КРСОИ.

Пункты 1 и 2 из списка выше потребители (п.1) и собственники (п.2) увидят в своих платежных документах, а вот пункт 3 сформирует убытки управляющей организации, так как выставлен в платежном документе быть не может.

Напомню, как звучит льгота в НК РФ:

«Статья 346.15. Порядок определения доходов

1.1. При определении объекта налогообложения не учитываются:

4) доходы, полученные товариществами собственников недвижимости, в том числе товариществами собственников жилья, управляющими организациями, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами в оплату оказанных собственникам (пользователям) недвижимости коммунальных услуг, в случае оказания таких услуг указанными организациями, заключившими договоры ресурсоснабжения (договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) с ресурсоснабжающими организациями (региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами) в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации».

То есть льготируются доходы от оказания коммунальных услуг, а если говорить точнее, то денежные средства, поступившие в оплату коммунальных услуг (п.1 ст.346.17 НК РФ). КРСОИ под льготу не попадают по причине отсутствия мозга у людей, которые писали данные поправки в НК РФ.

На форуме часто возникает вопрос, как отделить денежные средства, поступающие в оплату коммунальных услуг, от всех «остальных» денежных средств.

Разберем 2 ситуации:

  1. У потребителя долгов нет, и он полностью погашает задолженность, указанную в платежном документе. В данной ситуации разбивка платежей осуществляется автоматически программой, в которой ведется начисление платы за жилищно-коммунальные услуги пропорционально сумме задолженности за каждую услугу в общей сумме задолженности.

  2. У потребителя есть долги и оплачивает он их неполностью. В данном случае на помощь приходит п.118 Правил предоставления коммунальных услуг, в котором прямо указано, что «исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе».

То есть если поступила оплата в 100 рублей, а задолженность составляла 1000 рублей, в том числе 100 рублей за содержание и 900 рублей за коммунальные услуги, то в счет погашения задолженности за коммунальные услуги пойдет всего 10 рублей (100 * (100 / 1000)). Именно эта сумма и должна льготироваться по УСНО.

Выше все понятно, а «затык» будет возникать в отношении расходов на приобретение коммунальных ресурсов для оказания коммунальных услуг, которые «подверглись» льготированию.

Согласно п.2 ст.346.17 НК РФ для целей УСНО «расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты». То есть нужно будет разделить:

  1. стоимость фактически потребленных коммунальных ресурсов в налоговом периоде (по УСНО – это год);

  2. стоимость фактически оплаченных коммунальных ресурсов;

  3. стоимость фактически оплаченных коммунальных ресурсов, израсходованных для оказания коммунальных услуг, так как уменьшить величину налоговой базы может лишь эта сумма.

Давайте накидаем пример:

  • за 2020 год УК получила от РСО коммунальных ресурсов на сумму 1 000 000 рублей;

  • фактически в течение 2020 года было оплачено в адрес РСО 900 000 рублей (100 000 рублей составила кредиторская задолженность);

  • всего за жилищно-коммунальные услуги от собственников и потребителей поступило 2 000 000 рублей, из которых оплата в счет коммунальных услуг и КРСОИ составила 980 000 рублей.

Теперь считаем:

Я не стал расписывать алгоритм расчета, а представил его в виде таблицы (так я думаю будет нагляднее).


Уточнение №1 – расчеты ведутся нарастающим итогом (требование НК РФ).

Уточнение №2 – по логике тут надо учесть и ранее накопленную кредиторку перед РСО, так как оплата населения учитывает задолженность за прошлые периоды, но в целом, если посмотреть в длительном периоде, то расхождения будут минимальными. Да и налоговики вряд ли так глубоко копать будут.

Все вышеописанное нужно прописать в своей учетной политике, так как по сути выше описан порядок ведения раздельного учета облагаемых и необлагаемых операций. Отсутствие такого порядка может породить возникновение вопросов у налоговиков при проведении проверки правильности применения льготы в 2021 году, а подтверждать правомерность применения льготы все равно придется.

Готов ответить на ваши вопросы, которые можно оставлять в комментариях под статьей.

С уважением, самоизолированный Кочетков Юрий.

 

Кочетков

Юрий Кочетков

Генеральный директор ООО "Бурмистр.ру""

Профиль


Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей



Подпишись на рассылку новостей ЖКХ, а также наших статей!

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!