2.3.5. Основания привлечения к субсидиарной ответственности
1. Основания для привлечения к субсидиарной ответственности в рамках процедуры банкротства
2. Субсидиарная ответственность после процедуры банкротства
Субсидиарная ответственность участников ООО возможна в следующих случаях:
-
при оплате долей в уставном капитале ООО не денежными средствами, а иным имуществом участники общества и независимый оценщик в случае недостаточности имущества общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, внесенного в уставный капитал, в течение 5 лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав общества соответствующих изменений (п. 3 ст. 66.2 ГК РФ);
-
если в соответствии с законом допускается государственная регистрация хозяйственного общества без предварительной оплаты трех четвертей уставного капитала, участники общества несут субсидиарную ответственность по его обязательствам, возникшим до момента полной оплаты уставного капитала (абз. второй п. 4 ст. 66.2 ГК РФ). При этом в самом ГК РФ и в специальном законе содержится положение о том, что участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащей им доли (абз. второй п. 1 ст. 87, абз. второй п. 1 ст. 96 ГК РФ, абз. второй п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
-
при исключении ООО из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на лиц, указанных в п. 1 - 3 ст. 53.1 ГК РФ, по заявлению кредитора ООО может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества, если неисполнение таких обязательств (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что вышеуказанные лица действовали недобросовестно или неразумно (п. 3.1 ст. 3 ФЗ «Об ООО»);
-
в случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного хозяйственного товарищества или общества последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам (ст. 67.3 ГК РФ).
ВАЖНО:
-
Если законодательством установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица, они также несут субсидиарную ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений (ч. 12 ст. 20 ТК РФ).
-
Ответственность участников (учредителей), собственников имущества юридического лица по его обязательствам может наступать в случаях, установленных учредительными документами, когда такая возможность предусмотрена законом. Так, например:
-
члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, которые предусмотрены уставом кооператива (п. 2 ст. 106.1 ГК РФ, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.05.1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»);
-
субсидиарная ответственность членов ассоциации (союза) может предусматриваться ее уставом (абз. третий п. 3 ст. 123.8 ГК РФ).
1. Основания для привлечения к субсидиарной ответственности в рамках процедуры банкротства
Первое основание - причинение вреда имущественным правам кредиторов в результате виновных действий контролирующего лица. Для использования этого основания кредиторам, управляющему и уполномоченному органу необходимо доказать:
-
наличие вреда, причиненного имущественным правам кредиторов (невозможность погашения задолженности в полной мере);
-
причинно-следственную связь между совершением или одобрением руководителем и (или) учредителем должника сделок и фактом причинения такого вреда (за исключением привлечения к субсидиарной ответственности руководителя должника при отсутствии (непредоставлении) документов бухгалтерского учёта или искажение в них содержащейся информации. В таком случае достаточно установить наличие одного из вышеуказанных обстоятельств и не доказывать причинно-следственную связь).
На практике это означает, что заявителю необходимо представить суду доказательства того, что именно действия контролирующего лица привели к банкротству.
В решениях судов, в которых требования о привлечении к субсидиарный ответственности удовлетворяются, содержится указание на доказанность факта причинно-следственной связи между действиями контролирующего лица и банкротством.
Суд признает доказанным связь между действиями контролирующих лиц и вредом, причиненным кредитором в случае, если имеют место недобросовестные действия.
Но даже при доказанности причинно-следственной связи между банкротством и действиями контролирующего лица, оно не будет привлечено к субсидиарной ответственности, если докажет отсутствие своей вины. А для этого нужно требуется подтвердить следующее:
-
лицо действовало согласно обычным условиям гражданского оборота, добросовестно и разумно;
-
действия совершены для предотвращения ещё большего ущерба интересам кредиторов.
Второе основание - неподача директором заявления должника о несостоятельности (ст. 61.12 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ);
Третье основание - нарушение в порядке ведения и/или хранения документов бухгалтерской отчетности и иных документов должника, ведение которых предусмотрено законом, либо их непредоставление арбитражному управляющему (пп. 2 и 4 п. 2 ст. 61.11 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ);
Четвёртое основание - привлечение к уголовной, административной и налоговой ответственности (пп. 3 п. 2 ст. 61.11 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ).
Процесс доказывания данных фактов проще, чем обоснование причинно-следственной связи между действиями контролирующих лиц и банкротством должника. Достаточно указать на наличие соответствующего обстоятельства, чтобы привлечь контролирующее лицо к ответственности. При наличии доказанного правонарушения и возникшей в его результате задолженности в размере, превышающем 50 % от требований кредиторов третьей очереди, суд всегда будет вставать на сторону кредитора.
В большинстве случаев речь идет о правонарушениях, связанных с неуплатой налогов. Фактически, налоговые органы могут не только инициировать саму процедуру банкротства, но имеют «свое» основание для субсидиарной ответственности. При этом им достаточно предъявить суду решение о взыскании соответствующих сумм налога. Несмотря на это, заявителями по данному основанию могут быть не только налоговые органы, но и непосредственно конкурсные управляющие, поскольку это позволяет существенно повысить уровень погашения долгов банкрота.
Пятое основание - контролирующим лицом «на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению в соответствии с федеральным законом сведения либо внесены недостоверные сведения о юридическом лице:
-
в ЕГРЮЛ на основании представленных таким юридическим лицом документов;
-
в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в части сведений, обязанность по внесению которых возложена на юридическое лицо» (например, сведения о величине чистых активов, о залоге движимого имущества).
Сообщив недостоверные сведения, руководитель фирмы создаёт видимость «безоблачной ситуации», хотя на само деле обстановка далеко не благоприятная. Вот за это он может поплатиться в случае банкротства.
Шестое основание - должник стал отвечать признакам неплатежеспособности не вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, однако после этого оно совершило действия и (или) бездействие, существенно ухудшившие финансовое положение должника.
2. Субсидиарная ответственность после процедуры банкротства
Да, такое стало возможно. Ранее при окончании процедуры конкурсного производства или прекращении процедуры в связи с отсутствием средств для осуществления банкротства, контролирующие лица освобождались от ответственности за должника. Сейчас закон позволяет привлекать к субсидиарной ответственности контролирующих лиц вне рамок процедуры банкротства.
Так, контролирующее лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности, если:
а) производство по делу о банкротстве прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
б) заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом возвращено.
Кредиторы могут подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности после окончании конкурсного производства, в течение трёх лет с момента, когда кредитор узнал или должен был узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к ответственности (такое вполне возможно в случае банкротства «брошенной» фирмы).
С 01.10.2015 г. в Федеральном законе от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ появились нормы, регламентирующие процедуру банкротства физических лиц. Появился там, в частности, п. 3 ст. 213.28:
«После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств)».
Но такое «освобождение» имеет ряд исключений, в том числе касающихся контролирующих лиц организаций-банкротов. В частности п. 6 ст. 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ предусматривает пожизненную возможность взыскания долгов, возникших при привлечении гражданина к субсидиарной ответственности в случае банкротства подконтрольного юридического лица и при возмещении причиненных им убытков, то есть участники и руководители признанной банкротом фирмы, привлеченные к субсидиарной ответственности, не смогут избавиться от долга, его нельзя списать.