16.1.4 Ввод ИПУ в эксплуатацию
1. Что понимается под вводом ИПУ в эксплуатацию?
2. В каких случаях осуществляется (требуется) ввод ИПУ в эксплуатацию?
3. Кто обеспечивает ввод ИПУ в эксплуатацию?
4. Кто имеет право/обязан осуществлять ввод ИПУ в эксплуатацию?
5. Вправе ли исполнитель взимать плату за ввод ИПУ в эксплуатацию?
6. Как обеспечивается ввод ИПУ в эксплуатацию?
7. Может ли наниматель подать заявку на ввод в эксплуатацию ИПУ?
8. В какие сроки ИПУ должен быть введен в эксплуатацию?
9. Какая информация должна быть указана в заявке на ввод ИПУ в эксплуатацию?
10. Какие документы прилагаются к заявке на ввод ИПУ в эксплуатацию?
11. Если в заявке не хватает какой-либо информации или не приложен необходимый документ?
12. Что делать, если утерян паспорт на прибор учета?
13. Требования к форме и способу подачи заявки на ввод ИПУ в эксплуатацию.
14. Какие действия должен предпринять исполнитель, получив заявку на ввод ИПУ в эксплуатацию?
15. Если исполнитель не явился для ввода в ИПУ в эксплуатацию, какие наступают последствия?
16. Каков алгоритм ввода ИПУ в эксплуатацию?
18. Как проводится проверка работоспособности ИПУ?
19. Какие пломбы устанавливаются на ИПУ?
20. Вправе ли исполнитель брать плату за опломбирование ИПУ при вводе его в эксплуатацию?
21. Какая информация отражается в акте ввода прибора учета в эксплуатацию?
22. Что может являться основанием для отказа от ввода ИПУ в эксплуатацию?
23. Кто подписывает акт ввода прибора учета в эксплуатацию?
24. В каком количестве экземпляров составляется акт ввода прибора учета в эксплуатацию?
26.С какого момента показания ИПУ принимаются к расчету?
1. Что понимается под вводом ИПУ в эксплуатацию?
Вводом индивидуального прибора учета в эксплуатацию признается документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги.
Фактически вводом прибора учета в эксплуатацию являются действия, результат осуществления которых позволяет использовать прибор учета по его прямому назначению – для учета объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и расчета размера платы за коммунальные услуги с использованием показаний такого прибора учета.
2. В каких случаях осуществляется (требуется) ввод ИПУ в эксплуатацию?
Ввод ИПУ в эксплуатацию требуется после его
- установки,
- ремонта,
- замены,
- поверки (в случае его демонтажа).
3. Кто обеспечивает ввод ИПУ в эксплуатацию?
Собственник жилого или нежилого помещения, согласно п. 81 Правил №354, является лицом, обязанным обеспечить ввод ИПУ в эксплуатацию.
Наниматели и иные лица, пользующиеся помещениями в многоквартирном доме, не имеют законно установленной обязанности обеспечить ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета, поэтому в отношении жилых помещений, переданных внаем, в аренду и т.д. обязанность обеспечить ввод в эксплуатацию прибора учета лежит на собственнике помещения (это следует и из Определения СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.07.2019 № 307-ЭС19-6279 по делу № А56-18735/2018).
4. Кто имеет право/обязан осуществлять ввод ИПУ в эксплуатацию?
Исполнитель, согласно п. 81 Правил №354, осуществляет ввод установленного прибора учета в эксплуатацию.
Обязанность осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, вменена исполнителю и пп. у) п. 31 Правил №354.
Исполнитель обязан осуществлять ввод в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета не только после его первоначальной установки, но и после его ремонта, замены и поверки в срок и порядке, которые установлены Правилами №354 (пп. у(2) Правил №354).
Обращаем внимание, что Правила №354, закрепляя за исполнителем коммунальных услуг обязанность осуществлять ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, не предоставляют исполнителю возможности переложить такую обязанность на иное лицо. Соответственно, и потребителю не предоставлено право обратиться с заявкой на ввод прибора учета в эксплуатацию к лицу, не являющемся для него исполнителем коммунальных услуг.
Следует также отметить, что ресурсоснабжающая организация, в случае заключения ею прямых договоров с потребителями на предоставление коммунальной услуги, становится исполнителем коммунальной услуги и принимает на себя все обязанности исполнителя, в т.ч. по вводу в эксплуатацию ИПУ. При этом, если из положений п. 1 ч. 11 ст. 161 ЖК РФ и пп. е(1) п.18 Правил №124, пп. е) п. 31(1) Правил №354 следует, что обязанность по снятию показаний ИПУ и по их проверке может быть возложена ресурсоснабжающей организацией на управляющую организацию по соглашению между ними, то в отношении обязанности по вводу в эксплуатацию названные нормативные акты такой возможности не содержат.
Следовательно, даже если исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация или РСО) привлечет иное лицо (стороннюю организацию для осуществления действий по вводу в эксплуатацию ИПУ, такое лицо будет действовать в отношениях с потребителями от имени исполнителя (управляющей организации или РСО), но не от собственного имени.
5. Вправе ли исполнитель взимать плату за ввод ИПУ в эксплуатацию?
Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных Правилами №354, осуществляется исполнителем без взимания платы. Это прямо предусмотрено п. 81(9) Правил №354. К случаям, предусмотренным Правилами, относятся так называемые «правомерные случаи» установки, ремонта, замены, поверки (с демонтажом) приборов учета.
В случаях, когда ввод в эксплуатацию необходимо осуществить повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом, исполнитель вправе взимать с потребителя плату.
6. Как обеспечивается ввод ИПУ в эксплуатацию?
Обеспечение ввода ИПУ в эксплуатацию, согласно п. 81 Правил №354,осуществляется собственником жилого или нежилого помещения путем подачи исполнителю заявки на ввод в эксплуатацию прибора учета.
7. Может ли наниматель подать заявку на ввод в эксплуатацию ИПУ?
Прямого ответа на этот вопрос Правила №354 не содержат.
Как было отмечено выше, именно собственник помещения подает исполнителю заявку на ввод в эксплуатацию прибора учета. При этом собственник помещения не только вправе, но и обязан оснастить свое помещение прибором учета (при наличии соответствующей технической возможности установки ИПУ).
Когда речь идет о нанимателе, т.е. о лице, пользующемся на законном основании помещением в многоквартирном доме и потребляющем коммунальные услуги, то такой наниматель именуется в Правилах №354, наравне с собственником помещения, потребителем (п. 2 Правил №354) и, соответственно, обладает правами потребителя, в т.ч. указанными в пп. з и и) п. 33 Правил №354:
- принимать решение об установке ИПУ;
- требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию;
- требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию ИПУ.
По мнению Верховного Суда РФ, изложенному в Определении по делу N А33-26004/2016, наниматель жилого помещения, являющийся в настоящем случае потребителем коммунальной услуги и лицом, ее оплачивающим, вправе принимать участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию и подписывать соответствующий акт.
Учитывая объем и содержание прав, которыми наделен потребитель в соответствии с Правилами №354, можно предположить, что и наниматель жилого помещения вправе также направить исполнителю заявку на ввод в эксплуатацию ИПУ и настаивать на совершении исполнителем действий по вводу его в эксплуатацию.
8. В какие сроки ИПУ должен быть введен в эксплуатацию?
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Такой срок установлен в п. 81, пп. у) п. 31,пп. и) п. 33 Правил №354.
9. Какая информация должна быть указана в заявке на ввод ИПУ в эксплуатацию?
В заявке указывается следующая информация, перечисленная в п. 81 Правил №354:
- сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);
- предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
- тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
- сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;
- показания прибора учета на момент его установки;
- дата следующей поверки.
10. Какие документы прилагаются к заявке на ввод ИПУ в эксплуатацию?
К заявке прилагаются следующие документы:
- копия паспорта на прибор учета,
- копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Образец заявки на ввод ИПУ в эксплуатацию
Руководителю управляющей организации
___________________________(наименование)
___________________________________(ФИО)
от ______________________________________
(указывается ФИО потребителя, обращающегося с заявкой), проживающего
по адресу : г. ________, ул. ____________, дом № ____, кв. №___.
Контактный телефон _______________________.
Реквизиты документа, удостоверяющего личность:
____________________________________________
Заявление на ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета
Прошу осуществить ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета __________________ (указать вид коммунального ресурса), установленного на ______________________ (указать жилое помещение/нежилое помещение), расположенное по адресу ___________________________ (указать адрес помещения).
Место установки индивидуального прибора учета _______________________________.
Тип и заводской номер установленного индивидуального прибора учета_____________.
Сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета_____________.
Показания индивидуального прибора учета на момент его установки__________________.
Дата следующей поверки ___________________.
Предлагаемая дата и время осуществления ввода индивидуального прибора учета в эксплуатацию:
«___» _________ 20___г. в «___» часов «___» минут.
Приложение: копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Подпись потребителя ___________(_________________) (расшифровка подписи).
Предпочтительный способ связи ________________________________ (указывается контактный телефон, адрес электронной почты, адрес для получения почтовой корреспонденции и др.)
Дата ___________________ .
11. Если в заявке не хватает какой-либо информации или не приложен необходимый документ?
В том случае, если в заявке указаны не все сведения или приложены не все документы, требуемые в соответствии с п. 81 Правил №354, исполнитель должен в течение 3 рабочих дней с даты получения заявки уведомить об этом потребителя.
12. Что делать, если утерян паспорт на прибор учета?
В том случае, если потребителем утерян паспорт на установленный прибор учета или паспорт не был передан потребителю при передаче ему помещения от застройщика (речь идет в данном случае о новостройке, в которой помещения в МКД оснащались индивидуальными приборами учета в соответствии с требованиями Закона №261-ФЗ при строительстве дома), потребитель может попробовать восстановить его, обратившись к заводу-изготовителю с просьбой (запросом).
В таком запросе необходимо указать следующие сведения:
- тип прибора учета и наименование конкретной модели;
- заводской номер прибора учета;
- информация, указанная на поверительной (сохранной) пломбе прибора учета, проставленной при выпуске прибора учета из производства.
13. Требования к форме и способу подачи заявки на ввод ИПУ в эксплуатацию.
Правила №354 не устанавливают требований к тому, в какой форме должна быть составлена заявка на ввод в эксплуатацию ИПУ.
Анализ требований, предъявляемых в п. 81 Правил №354 к содержанию заявки, позволяет сделать вывод о том, что она должна быть составлена в письменной форме.
Что касается способа, которым заявка на ввод в эксплуатацию прибора учета должна быть направлена исполнителю, то Правила №354 также не содержат ограничений или специальных указаний относительно того, каким образом подается такая заявка.
Из этого можно сделать вывод, что заявка на установку ИПУ может быть подана непосредственно исполнителю по месту его нахождения (по месту нахождения его представительства) с получением подтверждения ее получения исполнителем (например, путем выдачи расписки, либо проставления отметки на втором экземпляре заявки, остающемся у заявителя), либо направлена заказным письмом с уведомлением о вручении, либо иным способом, позволяющим подтвердить факт подачи заявки исполнителю.
14. Какие действия должен предпринять исполнитель, получив заявку на ввод ИПУ в эксплуатацию?
Исполнитель обязан рассмотреть предложенные потребителем в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и исполнить заявку в предложенный срок.
В случае невозможности исполнения заявки в предложенный потребителем срок исполнитель должен согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
Свое предложение о новых дате и времени осуществления работ по вводу прибора учета в эксплуатацию исполнитель обязан направить потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
Образец Предложения исполнителя о согласовании иной даты (времени) ввода ИПУ в эксплуатацию
Образец Предложения исполнителя о согласовании иной даты (времени) ввода ИПУ в эксплуатацию
_____________________________(указывается ФИО лица,
обратившегося с заявкой на ввод ИПУ в эксплуатацию)
Предложение о согласовании иной даты (времени) ввода
в эксплуатацию индивидуального прибора учета
Уважаемый _________________________(ИО)!
В связи с невозможностью исполнения полученной от Вас заявки ________________ (указывается дата получения управляющей организацией заявки от потребителя и входящий номер) на ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета __________________________ (указывается вид коммунального ресурса) в предложенные Вами в заявке дату и время (__________________) (указать дату и время, предложенные потребителем в его заявке),
предлагаем Вам согласовать (или согласиться на) проведение работ по вводу в эксплуатацию индивидуального прибора учета __________________________ (указывается вид коммунального ресурса)в следующие дату и время:
«____» ____________ 20__года в __ часов __ минут.
Дата _____________
Руководитель УО /____________________
При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
Если исполнитель предложит потребителю новую дату и время для осуществления действий по вводу ИПУ в эксплуатацию и такая дата (время) будет превышать 15 рабочих дней со дня получения исполнителем заявки, прибор учета будет считаться введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным п. 81 Правил №354.
С этой же даты (с даты направления в адрес исполнителя заявки на ввод ИПУ в эксплуатацию) показания ИПУ должны учитываться исполнителем при определении объема потребления коммунальных услуг.
15. Если исполнитель не явился для ввода в ИПУ в эксплуатацию, какие наступают последствия?
В том случае, если исполнитель не явился:
- в предложенные потребителем в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию;
- в иные согласованные с потребителем дату и время ввода ИПУ в эксплуатацию
прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям к содержанию заявки и составу прилагаемых к ней документов.
С этой же даты (даты направления заявки) показания ИПУ учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.
16. Каков алгоритм ввода ИПУ в эксплуатацию?
Основные этапы процедуры ввода ИПУ в эксплуатацию:
- Проверка соответствия ИПУ технической документации на него.
- Проверка работоспособности ИПУ.
- Опломбирование прибора учета.
- Фиксация показаний ИПУ на момент ввода в эксплуатацию.
- Составление акта ввода прибора учета в эксплуатацию.
17. Какие действия осуществляются исполнителем при проверке соответствия ИПУ технической документации?
В ходе такой проверки исполнитель выявляет:
- соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
- соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации;
- соответствие места и способа установки ИПУ, а также иных условий монтажа прибора учета схеме монтажа прибора учета, приведенной в технической документации изготовителя прибора.
Если прибор учета не вновь установлен, то исполнитель также проверяет наличие знаков последней поверки.
18. Как проводится проверка работоспособности ИПУ?
Проверка работоспособности прибора учета, установленного в соответствии со схемой монтажа, предусмотренной технической документацией на прибор учета, осуществляется исполнителем в целях определения корректности работы соответствующего средства измерения и достоверности отображаемых им показаний объемов потребляемых коммунальных ресурсов.
Проверка работоспособности ИПУ осуществляется исполнителем с использованием специальных приборов и инструментов (в т.ч. тестеров).
19. Какие пломбы устанавливаются на ИПУ?
Исполнитель перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа от ввода прибора учета в эксплуатацию) осуществляет установку контрольных одноразовых номерных пломб на приборе учета. Это предусмотрено пунктом 81(1) Правил №354.
Фактически контрольные пломбы устанавливаются в месте соединения ИПУ с соответствующей внутридомовой инженерной сетью, по которой коммунальный ресурс поставляется в помещение потребителя, и необходимы исполнителю для реализации его права на контроль за состоянием приборов учета и их использованием.
Таким образом, опломбировка является необходимым элементом для ввода индивидуального прибора учета в эксплуатацию, позволяющим исполнителю использовать его показания при расчете платы за коммунальные услуги, и защитой от несанкционированного вмешательства в его работу.
20. Вправе ли исполнитель брать плату за опломбирование ИПУ при вводе его в эксплуатацию?
Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя. Об этом прямо указано в п. 81(14) Правил №354.
По мнению ФАС России, изложенному в Письме от 13.12.2013 N КА/50647/13, взимание платы за опломбирование приборов учета действующим законодательством не предусмотрено и может содержать признаки нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", т.е. может быть расценено как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.
Исключением являются случаи, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
21. Какая информация отражается в акте ввода прибора учета в эксплуатацию?
Перечень сведений, подлежащих отражению в акте ввода прибора учета в эксплуатацию, приведен в п. 81(6) Правил №354 и включает в себя следующую информацию:
а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
е) дата следующей поверки.
Образец акта ввода прибора учета в эксплуатацию
Акт ввода прибора учета в эксплуатацию
Акт составлен «___» ____________ 20__ года в ________час _________мин.
Адрес ввода прибора учета в эксплуатацию: ___________________________________.
Представителем Управляющей организации «________________________» (указывается наименование) ____________________________ (указывается ФИО, должность)
в присутствии _________________________________ (указывается ФИО потребителя, представителя потребителя)
произведена проверка индивидуального прибора учёта _________________________ (указать вид коммунального ресурса)(далее ИПУ), в ходе которой установлено:
Тип ИПУ _________________________
Заводской номер ИПУ ________________
Номер ИПУ, указанный в паспорте на ИПУ _____________
Номер паспорта на ИПУ и кем выдан ____________________
Показания ИПУ на момент составления настоящего акта_____________________ (указываются показания ИПУ).
Потребитель согласен с показаниями ИПУ на момент составления настоящего акта.
__________ (подпись потребителя) ___________________ (расшифровка)
Периодичность поверки ИПУ_______________________________________.
Срок очередной поверки ИПУ __________________________________________.
Дата последней поверки ИПУ (за исключением новых приборов учета) ___________________
Контрольные пломбы установлены _________________________________ (указываются номера пломб,места на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы).
В целях выявления факта несанкционированного вмешательства в работу ИПУ установлена антимагнитная пломба ____________________________________________(указывается тип антимагнитной пломбы, серийный номер, дата выпуска, наименование, контактные данные производителя, место установки).
Монтаж ИПУ выполнен в соответствии с требованиями паспорта на ИПУ и другой технической документацией: _________________________________________________ (указать наименование технической документации).
Работоспособность ИПУ проверена ______________________ (указать способ проверки).
Установленный индивидуальный прибор учета _________________________ (указать вид коммунального ресурса) введен в эксплуатацию с момента составления настоящего акта/не введен в эксплуатацию (нужное подчеркнуть).
Основания для отказа от ввода ИПУ в эксплуатацию _________________________________ (указываются основания из числа тех, которые содержатся в п. 81(4) и 81(5) Правил №354) или указывается на отсутствие оснований для отказа от ввода в эксплуатацию).
Потребитель несет ответственность за содержание, сохранность и целостность ИПУ,контрольной и антимагнитной пломб.
Акт составлен в 2 (двух) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.
Лица, принимавшие участие в процедуре ввода ИПУ в эксплуатацию
Исполнитель (представитель) _________________
(ФИО и подпись)
Контактные данные ___________________________
Потребитель (представитель потребителя) ______________________
(ФИО и подпись)
Контактные данные ___________________________
22. Что может являться основанием для отказа от ввода ИПУ в эксплуатацию?
Пунктом 81(5) Правил №354 со ссылкой на п. 81(4) этих Правил установлен закрытый перечень оснований для отказа исполнителя от ввода прибора учета в эксплуатацию.
К таким основаниям относятся следующие:
- несоответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
- несоответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
- отсутствие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
- неработоспособность прибора учета.
Иные основания (например, такие как обращение потребителя к исполнителю с заявкой на ввод прибора учета в эксплуатацию с нарушением срока (позднее, чем через 1 месяц после его установки), отсутствие в заявке данных о показаниях ИПУ в момент его установки, наличие на приборе учета, прошедшем первичную поверку и признанном пригодным к эксплуатации, «лишнего» (по мнению исполнителя) резьбового соединения, несоблюдение при установке прибора учета требований строительных норм и правил, не носящих обязательный характер и т.д.) не могут быть признаны законными основаниями для отказа от ввода ИПУ в эксплуатацию.
При наличии приведенных в качестве примера оснований отказа исполнителя от ввода ИПУ в эксплуатацию действия исполнителя признаются незаконными, что следует из постановлений АС СЗО от 09.03.2017 № Ф07-1395/2017 по делу № А66-5049/2016; АС ВСО от 22.09.2015 № Ф02-3949/2015 по делу № А33-19872/2014, АС СЗО от 08.06.2016 № Ф07-3722/2016 по делу № А26-5081/2015.
23. Кто подписывает акт ввода прибора учета в эксплуатацию?
В п. 81(7) Правил №354 указано, что акт ввода прибора учета в эксплуатацию подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
На практике нередко возникает ситуация, при которой возникает вопрос о праве нанимателя жилого помещения подписать такой акт.
По мнению Верховного Суда РФ, изложенному в Определении от 05.03.2018 N 302-КГ18-128 по делу N А33-26004/2016, наниматель жилого помещения, являющийся потребителем коммунальной услуги и лицом, ее оплачивающим, вправе принимать участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию и подписывать соответствующий акт.
24. В каком количестве экземпляров составляется акт ввода прибора учета в эксплуатацию?
Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах (п. 81(7) Правил №354).
25. Сколько актов ввода в эксплуатацию составляется на ИПУ, состоящий из нескольких средств измерений?
Если ИПУ представляет собой совокупность средств измерений и дополнительного оборудования, которые обеспечивают учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в жилое или нежилое помещение многоквартирного дома, то акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется исполнителем для всего индивидуального прибора учета в целом.
Такого мнения придерживается и Минстрой России (Письмо от 01.07.2019 № 23537-СН/04).
26.С какого момента показания ИПУ принимаются к расчету?
Исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета. Такая обязанность исполнителя закреплена в п. 81 Правил №354.
Поскольку показания прибора учета используются исполнителем при расчете размера платы не с даты ввода ИПУ в эксплуатацию, а только с 1 числа месяца, который следует после месяца ввода ИПУ в эксплуатацию, то в период с момента ввода ИПУ в эксплуатацию до 1 числа следующего месяца размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в помещении рассчитывается без учета показаний такого прибора учета.
Для целей учета показаний ИПУ при расчете исполнителем платы за коммунальные услуги за расчетный месяц, следующий за месяцем, в котором был осуществлен ввод ИПУ в эксплуатацию, потребителю необходимо передать исполнителю сведения о показаниях прибора учета по состоянию на 1 число расчетного месяца (в т.ч. для целей исключения «задвоения» оплаты потребителем коммунальных услуг).
Исключением из общего правила об учете в расчетах за коммунальные услуги показаний ИПУ с 1 числа месяца, следующего за месяцем его ввода в эксплуатацию, установленного п. 81 Правил №354, являются случаи, указанные в п. 81(2) Правил №354, при наступлении которых ИПУ считается введенным в эксплуатацию и признается расчетным прибором учета (его показания учитываются при расчете размера платы за коммунальные услуги) с даты направления исполнителю заявки на ввод ИПУ в эксплуатацию. К таким случаям относятся:
- неявка исполнителя в предложенные в заявке потребителя дату;
- неявка исполнителя в согласованные с потребителем дату и время;
- предложение исполнителя осуществит