18.1.13. Могут ли показания, зафиксированные ОДПУ, подтверждать факт поставки некачественной холодной/горячей воды в многоквартирный дом?
Двусторонний акт, составленный управляющей организацией и РСО, в котором зафиксированы нарушения требований к качеству холодной/горячей воды на вводе в многоквартирный дом, не является единственным доказательством, подтверждающим установление факта поставки в МКД воды ненадлежащего качества.
В Примечании, содержащемся в п. 7.5. ГОСТ Р 51617-2014 указано, что если исполнителем установлены приборы контроля, имеющие соответствующие разрешительные документы (сертификаты) на их применение и которые позволяют контролировать параметры и (или) объем коммунального ресурса, поставляемого ресурсоснабжающей организацией, зафиксированные такими приборами отклонение параметров и (или) объема коммунального ресурса являются основанием для перерасчета исполнителем оплаты за такой коммунальный ресурс.
Фактически из приведенного примечания можно сделать вывод о том, что отклонение параметров качества поставленного в многоквартирный дом коммунального ресурса может быть зафиксировано ОДПУ.
Имеется судебная практика признания судами (в отсутствие составленных управляющей организацией и РСО актов о поставке некачественного коммунального ресурса) надлежащими доказательствами по делу, подтверждающими факт поставки горячей воды ненадлежащего качества в многоквартирный дом, оборудованный допущенным в эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии и ГВС с почасовой функцией определения и фиксации температуры подаваемой горячей воды, таких документов как:
-
отчеты о потреблении тепловой энергии и теплоносителя, подтверждающие факт поставки горячей воды с занижением температурного режима, содержащие почасовые сведения о температуре поставляемой в МКД горячей воды, сведения об объекте теплопотребления (адрес многоквартирного дома) и времени подачи в многоквартирные дома коммунального ресурса ненадлежащего качества
-
ведомости замера температурного режима,
-
заявления жильцов в аварийно-диспетчерскую службу с жалобами на подачу некачественной горячей воды,
-
акты о предоставлении ГВС ненадлежащего качества, составленные комиссией в составе представителя управляющей организации и представителей собственников помещений многоквартирных домов,
-
акты обследования многоквартирных домов.
По мнению суда, «Доводы ответчика о том, что Правилами N 354 предусмотрена фиксация ненадлежащего качества ГВС только в актах, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, учитывая, что в материалы дела представлены почасовые распечатки с общедомовых приборов учета, установленных на границе ответственности сторон, допущенных в эксплуатацию теплоснабжающей организацией в спорный период, из которых следует в какие дни и часы осуществлена поставка ГВС ненадлежащего качества на спорные объекты. Указанные показания в свою очередь и являются надлежащим доказательством фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета (при этом ответчиком достоверность данных доказательств не оспорена) и именно исходя из данных доказательств, истцом в соответствии с Правилами N 354 произведен расчет снижения платы». (См. Постановление 17 ААС от 16 июля 2014 г. N 17АП-7197/2014-ГК по делу N А71-14372/2013)
Мнения о том, что надлежащим доказательством некачественной поставки горячей воды в многоквартирный дом являются архивные данные (отчеты о часовых параметрах поставки горячей воды) с общедомовых приборов учета горячей воды, которыми оборудованы многоквартирные дома, находящиеся в управлении управляющей организации, придерживается и Арбитражный суд Центрального округа (см. Постановление от 18.03.2015 N Ф10-152/2015 по делу N А14-4090/2014). Помимо названных отчетов о часовых параметрах поставки горячей воды управляющая организация для подтверждения поставки горячей воды в многоквартирный дом ненадлежащего качества также представила суду акты о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, составленные с участием потребителей коммунальной услуги, претензии жильцов, направленные в адрес управляющей компании, о некачественном оказании коммунальной услуги по горячему водоснабжению, претензии в адрес РСО по качеству отпущенной горячей воды с требованием о перерасчете платы за данную услугу.
Арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 11.01.2017 N Ф09-10932/16 по делу N А60-59444/2015 отмечает следующее: «учитывая, что в материалы дела представлены почасовые распечатки приборов учета, в которых зафиксирована температура ГВС за каждый час, представление данных актов (*пояснения: составленных в соответствии с Правилами №354) в целях проведения перерасчета платы не требовалось. Принимая во внимание, что факт поставки ГВС на границу ответственности сторон (в точку поставки) температурой ниже установленной нормативно истец не опроверг …, при этом для расчета снижения размера платы за поставку ГВС ненадлежащего качества необходимы именно данные о почасовых показаниях ОДПУ, суд апелляционной инстанции правомерно заключил, что в данном случае, представленных ответчиком доказательств для расчета снижения размера платы достаточно».
Аналогичного подхода придерживается и Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (см. Постановление от 29.03.2016 N Ф08-484/2016 по делу N А32-23685/2014).