16.2.6. Выход из строя ОДПУ. Несанкционированное вмешательство в его работу
1. В каких случаях общедомовый прибор учета считается вышедшим из строя?
3. Обязана ли управляющая организация осуществлять ремонт/замену вышедшего из строя ОДПУ?
4. Как выход из строя ОДПУ влияет на расчеты управляющей организации с РСО?
1. В каких случаях общедомовый прибор учета считается вышедшим из строя?
В зависимости от того, объем какого вида коммунального ресурса измеряется общедомовым прибором учета, признаки выхода из строя (неисправности) такого прибора учета в составе узла учета соответствующего коммунального ресурса определены в правилах коммерческого учета конкретного коммунального ресурса.
Так, в п. 49 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утв. ПП №776, перечислены следующие случаи, при которых узел учета(и входящий в его состав ОДПУ)считается вышедшим из строя (неисправным):
-
неотображение приборами учета результатов измерений;
-
наличие признаков несанкционированного вмешательства в работу узла учета, определяемых представителем организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, на основе фотоматериалов и путем визуального сравнения прибора учета до и после несанкционированного вмешательства;
-
нарушение контрольных пломб или знаков поверки;
-
механическое повреждение приборов учета и (или) других элементов узла учета;
-
превышение допустимой погрешности показаний приборов учета;
-
нарушение проектной документации на оборудование узла учета, в частности осуществления врезки в трубопроводы, входящие в состав узла учета, не предусмотренной проектной документацией на оборудование узла учета;
-
истечение межповерочного интервала поверки приборов учета.
В п. 75 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. ПП 1034, указано, что узел учета считается вышедшим из строя в следующих случаях:
а) отсутствие результатов измерений;
б) несанкционированное вмешательство в работу узла учета;
в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей;
г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета;
д) наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета;
е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков);
ж) работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.
Под неисправностью средств измерений узла учета (в рассматриваемом нами случае – ОДПУ) в п. 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. ПП 1034, понимается состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях).
Проведенный анализ положений правил коммерческого учета соответствующих коммунальных ресурсов (ПП №776, ПП №1034)позволяет сделать вывод о том, что признаками выхода из строя (неисправности) общедомового прибора учета, фактически являются те же признаки, которые перечислены в п. 81(12) Правил №354, при которых прибор учета считается вышедшим из строя. Это следующие признаки:
а) прибор учета не отображает результаты измерений;
б) нарушены контрольные пломбы и (или) знаки поверки;
в) имеются механические повреждения прибора учета;
г) превышена допустимая погрешность показаний прибора учета;
д) истек межповерочный интервал.
По отношению к перечисленным в п. 81(12) Правил №354 признакам признания прибора учета вышедшим из строя, в правилах коммерческого учета соответствующих ресурсов названы такие дополнительные признаки как:
-
несанкционированное вмешательство в работу ПУ (ПП №776, ПП №1034),
-
наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета (ПП №776, ПП №1034),
-
работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода (ПП №1034).
В п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. ПП №442 (далее также ОПФРР), под нарушением порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя) понимается:
-
вмешательство в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе:
-
несоблюдение установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета),
-
совершение потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
Прямо в ОПФРР признаки признания прибора учета вышедшим из строя не перечислены, однако, в п. 179 ОПФРР для случаев неисправности, утраты, истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой установлен единый порядок определения объема потребления электрической энергии (мощности) - порядок, установленный в п. 166 ОПФРР.
2. Какие действия должна осуществить управляющая организация при обнаружении неисправности (выхода из строя) ОДПУ?
Согласно пп. з) п. 18 Правил №124, в договоре ресурсоснабжения предусматривается условие о порядке взаимодействия сторон при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета.
В отсутствие прямого нормативного регулирования нормами жилищного законодательства порядка такого взаимодействия, считаем, что условия о нем должны быть сформулированы в договоре ресурсоснабжения с учетом положений правил коммерческого учета соответствующих коммунальных ресурсов, в частности, следующих:
п. 50 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утв. ПП №776, согласно которому в случае выхода из строя (неисправности) прибора учета воды, сточных вод управляющая организация обязана:
-
незамедлительно известить об этом РСО (организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение),
-
сообщить РСО показания ОДПУ на момент выхода его из строя (возникновения неисправности),
-
устранить выявленную неисправность (осуществить ремонт) ОДПУ в течение 60 дней со дня его выхода из строя (возникновения неисправности),
-
обеспечить допуск ОДПУ в эксплуатацию с участием представителей водоснабжающей организации в порядке, установленном разделом VI Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утв. ПП №776.
В том случае, если для ремонта ОДПУ требуется его демонтаж, а также в случае, если необходима замена прибора учета, управляющая организация должна известить РСО не менее чем за 2 рабочих дня о дате, месте и времени проведения демонтажа прибора учета для того, чтобы РСО смогла направить своих представителей для присутствия при демонтаже ОДПУ.
О дате, времени и месте монтажа ОДПУ после его ремонта/замены управляющая организация также должна уведомить РСО для того, чтобы последняя направила своих представителей для присутствия при монтаже ОДПУ, для установки пломб, а также для осуществления допуска смонтированного ОДПУ к эксплуатации (составления акта допуска к эксплуатации).
При самовольной замене управляющей организацией приборов учета, входящих в состав узлов учета, без извещения ресурсоснабжающей организации, без передачи показаний прибора учета на момент выхода его из строя, при не проведении процедуры ввода в эксплуатацию нового ОДПУ с участием представителя РСО лишается «законной силы учет ресурса, осуществляемый измерительным комплексом», поэтому расчеты за поставленную в многоквартирный дом воду осуществляются по нормативам потребления без использования в расчетах данных о среднемесячных объемах потребления, основанных на показаниях нового ОДПУ, на котором отсутствует пломба и который не допущен к эксплуатации в порядке, установленном Правилами №776(см. подробнее Постановление АС Волго-Вятского округа от 25.01.2019 N Ф01-6480/2018 по делу N А43-47280/2017, оставлено в силе Определением Верховного Суда РФ от 22.04.2019 N 301-ЭС19-4747 по делу N А43-47280/2017).
П. 89 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. ПП 1034, в соответствии с которым управляющая организация при выявлении каких-либо нарушений в функционировании узла учета тепловой энергии, теплоносителя (в т.ч. при выявлении неисправности ОДПУ или иных нарушений) обязана:
-
в течение суток известить о выявленном нарушении теплоснабжающую организацию,
-
составить и передать в ТСО подписанный акт, содержащий сведения о выявленном нарушении, дату и время его выявления, а также иную необходимую информацию, предусмотренную договором теплоснабжения,
-
передать в теплоснабжающую организацию отчет о теплопотреблении за соответствующий период в сроки, определенные договором теплоснабжения,
-
устранить выявленные нарушения путем ремонта, установки, замены, поверки ОДПУ,
-
обеспечить ввод в эксплуатацию ОДПУ в порядке, установленном в п. 61-73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. ПП 1034.
п. 180 ОПФРР,из которого следует, что управляющая организация при выявлении факта неисправности, утраты, истечения межповерочного интервала ОДПУ обязана:
-
немедленно сообщить о выявленном факте другой стороне по договору энергоснабжения (энергоснабжающей организации),
-
сообщить ЭСО показания ОДПУ на момент выхода его из строя (возникновения неисправности),
-
восстановить учет электрической энергии путем ремонта, установки, замены, поверки ОДПУ, в сроки, указанные в уведомлении, полученном от ЭСО,
-
осуществить допуск ОДПУ в эксплуатацию в качестве расчетного прибора учета с участием представителей ЭСО в порядке, установленном разделом Х ОПФРР.
-
О способе направления извещения в РСО о выходе из строя ОДПУ (узла учета);
-
Об обязанности РСО направить своего представителя для составления акта о выходе из строя ОДПУ с указанием срока, в течение которого он должен явиться;
-
О последствиях неявки представителя РСО для составления акта о выходе из строя ОДПУ;
-
О лице, обязанном обеспечить доступ к ОДПУ представителю РСО;
-
О сроке восстановления приборного учета в случае выхода из строя или утраты ОДПУ.
3. Обязана ли управляющая организация осуществлять ремонт/замену вышедшего из строя ОДПУ?
В том случае, когда речь идет о выходе из строя (неисправности) общедомового прибора учета, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация, ремонт такого ОДПУ должна осуществлять управляющая организация в рамках осуществляемой ею деятельности по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, что следует из п.1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, пп. д) п. 10, п. 12, пп.а) п.16, п. 31 Правил №491, п. 3.5., п. 5.11. ГОСТ Р 56533-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем холодного водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования.
Что касается обязанности управляющей организации осуществить замену ОДПУ, вышедшего из строя, а также возможности взимания с собственников помещений в многоквартирном доме отдельной платы за замену ОДПУ (дополнительной к плате за содержание жилого помещения), то в отсутствие прямого правового регулирования отношений по замене ОДПУ управляющей организацией приходится учитывать мнение Верховного Суда РФ, изложенное в Определении от 06.03.2019 N 304-ЭС19-863 по делу N А75-4110/2018.
Верховный Суд РФ поддержал позицию судов предыдущих инстанций, признавших неправомерными действия управляющей организации по предъявлению собственникам помещений в многоквартирном доме дополнительно к стоимости обслуживания общего имущества расходов по замене общедомового прибора учета, (расходов по установке нового ОДПУ взамен вышедшего из строя), поскольку такие действия являются «нарушением части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), подпункта "д" пункта 10, пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 5.2.24, пункта 11 Приложения 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170)».
Суды всех инстанций отметили, что « …работы по замене общедомового прибора учета тепловой энергии на вводных трубопроводах отопления не являются работами по его первичной установке и должны быть запланированы управляющей организацией при определении размера платы за содержание общего имущества. Следовательно, размер платы за содержание общего имущества подлежит определению с учетом затрат по обеспечению постоянной готовности и технически исправного состояния общедомовых приборов учета, в том числе с возможностью выхода их из строя вследствие нормального износа, а также по независящим от собственников помещений техническим причинам.
Таким образом, при определении стоимости обслуживания общего имущества в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме расходы на эксплуатацию общедомового прибора подлежали учету обществом при установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества. Оснований для дополнительного взимания таких расходов у управляющей компании не имелось».
С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что и в отсутствие прямого указания на обязанность управляющей организации осуществлять замену общедомового прибора учета в рамках деятельности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, такая обязанность фактически признается судами за управляющей организацией с учетом толкования в совокупности приведенных норм ЖК РФ, Правил №491, Правил №170.
4. Как выход из строя ОДПУ влияет на расчеты управляющей организации с РСО?
Согласно пп. з) п. 18 Правил №124, в договоре ресурсоснабжения предусматривается условие о порядке расчета размера платы за поставленный коммунальный ресурс при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета.
Такой порядок устанавливается в договоре ресурсоснабжения с учетом требований к расчету размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, установленных Правилами №354.
С учетом сложившейся судебной практики можно прийти к выводу, что в том случае, когда коммунальный ресурс поставляется управляющей организации для целей предоставления коммунальной услуги потребителям в МКД или для целей содержания общего имущества, отношения, связанные с расчетами за поставленный коммунальный ресурс, в т.ч. в случаях выхода из строя (неисправности), утраты ОДПУ, регулируются Правилами №124 с учетом положений Правил №354.
К таким отношениям между управляющей организацией и РСО по расчетам за коммунальные ресурсы не применяются положения отраслевых правил коммерческого учета коммунальных ресурсов, предусматривающие применение расчетных способов определения объема поставленных коммунальных ресурсов для целей их оплаты, не соответствующие порядку расчета, предусмотренному п. 21 Правил №124.Такая позиция судов нашла свое отражение, например, в Определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.05.2018 по делу N 309-ЭС18-545, А07-17781/2016, Постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 28.11.2018 N Ф02-4922/2018 по делу N А10-5110/2017, Постановлении АС Московского округа от 29.08.2019 N Ф05-11260/2019 по делу N А40-242470/2018, Постановлении АС Уральского округа от 04.03.2019 N Ф09-9522/18 по делу N А60-9121/2018 и т.д.).
Таким образом, при выходе из строя общедомового прибора учета определение объема поставленного в многоквартирный дом коммунального ресурса и расчеты между управляющей и ресурсоснабжающей организацией осуществляются в соответствии с п. 21 Правил №124, а именно в следующем порядке:
В течение 3 месяцев с момента выхода из строя ОДПУ - исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса (если прибор учета проработал более 3 месяцев). Это предусмотрено пп. в(2) п. 21 Правил №124.
В течение 3 месяцев с момента выхода из строя ОДПУ тепловой энергии - исходя из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям ОДПУ тепловой энергии, потребленного за отопительный период (если ОДПУ проработал более 3 месяцев отопительного периода). Такой порядок установлен в пп. в(2) п. 21 Правил №124.
В течение 3 месяцев с момента выхода из строя ОДПУ (если ОДПУ отработал менее 3 месяцев), - объем коммунального ресурса определяется по формуле, содержащейся в пп. в) п. 21 Правил №124, т.е. как сумма объемов коммунального ресурса, потребленного в жилых и нежилых помещениях в МКД, а также объемов коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В течение 3 месяцев с момента выхода из строя ОДПУ тепловой энергии (если ОДПУ отработал менее 3 месяцев отопительного периода), объем тепловой энергии определяется в соответствии с пп. в(1) п. 21 Правил №124, т.е. по нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению.
По истечении 3 месяцев после выхода из строя общедомового прибора учета объем коммунального ресурса определяется также по формуле, приведенной в пп. в) п. 21 Правил №124. При этом стоимость поставленного в многоквартирный дом коммунального ресурса в этом случае рассчитывается с использованием нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента 1,5 (пп. ж) п. 22 Правил №124).
По истечении 3 месяцев после выхода из строя ОДПУ тепловой энергии стоимость поставленной в многоквартирный дом тепловой энергии рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1 (пп. в(1) п. 21 и пп. е) п. 22 Правил №124).