2.5.1. Порядок получения лицензии
3. Что такое лицензионная комиссия
4. Полномочия лицензионной комиссии
5. Получение лицензии пошагово
6. Образец заполненного заявления о предоставлении лицензии
Основные положения, касающиеся лицензирования деятельности по управлению МКД изложены в настоящее время в Главе 19 ЖК РФ, положения которой как специальные нормы имеют приоритет над положениями Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», поскольку в силу ч. 4 ст. 1 указанного закона особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление перечисленных видов деятельности, в числе которых указана и предпринимательская деятельность по управлению МКД.
1. Что такое деятельность по управлению МКД
Все мы знаем, что с 01 05.2015 г. невозможна деятельность управляющей организации без лицензии (даже ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ для этого придумана была).
Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 255-ФЗ Жилищный кодекс РФ дополнен Разделом X «Лицензирование деятельность по управлению многоквартирными домами».
Статья 192 ЖК РФ установила, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по МКД (далее также - лицензия), выданной органом ГЖН на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ.
Тем же Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 255-ФЗ был дополнен Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»: введён п. 51 ч. 1 ст. 12, включивший предпринимательскую деятельность по управлению МКД в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Легальное понятие деятельности по управлению многоквартирным домом приведено в ч. 2 ст. 192 ЖК РФ; законодатель обозначил её как выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Если свериться с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, где перечислены возможные способы управления МКД, можно сделать вывод о том, что лицензия на управление МКД нужна только управляющей организации, поскольку ТСЖ, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы договор управления с собственниками помещений в МКД не заключают, равно как и при непосредственном управлении собственники обходятся без договора управления.
Согласно ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ управляющая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы илииндивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом.
3. Что такое лицензионная комиссия
В каждом субъекте РФ создан постоянно действующий орган для обеспечения деятельности органов ГЖН по лицензированию деятельности по управлению МКД в субъекте РФ - лицензионная комиссия (ЛК).
В составе ЛК не менее чем одна треть ее членов должна быть представлена саморегулируемыми организациями, общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, указанными в ч. 8 ст. 20 ЖК РФ.
Интересно, что согласно п. 8 Методических указаний о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации (утв. приказом Минстроя России от 17.08.16 г. № 570/пр) в состав ЛК необходимо включать представителей:
а) СРО в сфере управления многоквартирными домами;
б) общественных объединений, иных некоммерческих организаций, указанных в ч. 8 ст. 20 ЖК РФ, уставная деятельность которых связана с управлением многоквартирными домами (там указан так называемый «общественный жилищный контроль», субъектами которого могут являться и советы многоквартирных домов (ух ты!), другие «заинтересованные лица»);
в) органов государственной власти субъекта РФ, в том числе органа ГЖН;
г) совета муниципальных образований субъекта РФ;
д) подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений субъекта РФ уполномоченного органа (с правом совещательного голоса);
е) уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ (если законом субъекта РФ учреждена такая должность).
Также по решению высшего должностного лица субъекта РФ в состав ЛК могут быть включены представители законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, общественной палаты субъекта РФ, образовательных организаций высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования в области подготовки специалистов в сфере ЖКХ.
А теперь попробуйте найти информацию о персональном составе ЛК своего региона и будете удивлены тому, насколько он не соответствует методическим указаниям.
4. Полномочия лицензионной комиссии
Несмотря на то, что для ЛК создаётся «для обеспечения деятельности органов ГЖН по лицензированию», то есть как «придаточный», вспомогательный орган, именно ЛК, а вовсе не орган ГЖН принимает ключевые решения по вопросам лицензирования.
Полномочия лицензионной комиссии перечислены в ч. 4 ст. 201 ЖК РФ:
-
принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии;
-
принятие квалификационного экзамена;
-
участие в мероприятиях по лицензионному контролю;
-
принятие решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Именно принятое решение ЛК является основанием для оформления соответствующего приказа (распоряжения) органа ГЖН.
Мы полагаем, что в существующем виде институт лицензионных комиссий является не более, чем «буфером», удобным инструментом для формального перекладывания ответственности за любые негативные явления в рассматриваемой сфере.
Во-первых, налицо «распыление» ответственности за принимаемые решения, при том, что лишь треть состава ЛК имеет хоть какое-то представление о специфике деятельности по управлению МКД, о реальной ситуации «на земле», о реальной эффективности постоянно переписываемой нормативной базы.
Во-вторых, ЛК не является юридическим лицом (ближайшая аналогия - совет МКД). Отсюда возникает «неуловимость» ЛК. Если непонятно, чем это может грозить, следует прочесть ч. 7 ст. 201 ЖК РФ:
«Решение ЛК, принятое в нарушение требований настоящего Кодекса, может быть оспорено в суде или признано недействительным по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.»
В настоящее время указанный орган попросту не существует!
Обжалование решений ЛК в административном порядке реализуется через жалобу на имя главного государственного жилищного инспектора РФ, который имеет полномочия по составлению протокола об административном правонарушении по ст. 19.6.2 КоАП РФ в отношении членов ЛК.
А столь нелюбимые в профессиональных кругах органы ГЖН не решают ни-че-го, они только выдают лицензии и проводят лицензионный контроль.
Обжалование в суде решений ЛК в настоящее время возможно (например: постановления АС ВВО от 29.06.2017 г. № Ф01-2485/17 и от 02.08.2016 № Ф01-2897/16, АС СЗО от 06.02.2017 г. № Ф07-13475/16), при этом во всех таких делах необходимо привлекать орган ГЖН субъекта к участию в деле третьим лицом на стороне ответчика.
5. Получение лицензии пошагово
Если вы но намерены получить лицензию, вы - соискатель.
Шаг первый. Оглянись вокруг себя!
Согласно п. 4 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110) к соискателю лицензии предъявляются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 1 - 5 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, а именно:
-
регистрация соискателя лицензии в качестве юридического лица или ИП на территории РФ;
-
отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;
-
наличие у должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
-
отсутствие у должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
-
отсутствие информации о должностном лице соискателя лицензии в реестре лиц, осуществлявших функции ЕИО лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания ОИ в МКД и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, ИП, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации;
-
отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД информации об аннулировании лицензии, ранее выданной соискателю лицензии.
Шаг второй. Формируем пакет документов.
Для получения лицензии соискатель предоставляет в орган ГЖН следующий пакет документов (п.п. 5 и 6 Положения о лицензировании):
Заявление о предоставлении лицензии (составляется согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона о лицензировании. В заявлении необходимо:
-
указать сведения о регистрации на территории РФ в качестве юридического лица или ИП;
-
заявить о том, что у ИП или у руководителя организации-соискателя нет неснятой/непогашенной судимости за преступления в сфере экономики (любой тяжести), за особо тяжкие и средней тяжести преступления;
-
заявить о том, что в реестре дисквалифицированных лиц не упоминаются руководитель (ЕИО) соискателя - юрлица или ИП-соискатель.
Этот реестр является общедоступным и открытым (находится на www.dom.gosuslugi.ru), ведется Минстроем России, который вносит в него исключительно на основании судебных актов персональные данные (Ф.И.О., дата и место рождения) следующих лиц:
а) являвшихся ЕИО лицензиата, чья лицензия на управление МКД была аннулирована;
б) ИП, чья лицензия на управление МКД была аннулирована;
в) тех, кто в управляющей организации отвечал в ней за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания ОИ в МКД, и был в связи с этим дисквалифицирован;
г) ИП, которые ранее подвергались дисквалификации.
- заявить о том, что в сводном федеральном реестре лицензий нет сведений об аннулировании лицензии, ранее выданной соискателю лицензии.
К заявлению о предоставлении лицензии нужно приложить:
-
нотариально заверенные копии учредительных документов соискателя-юридического лица;
-
копию квалификационного аттестата должностного лица соискателя/соискателя-ИП.
-
копию приказа о назначении на должность должностного лица соискателя;
-
опись документов.
Внимание: Документ, подтверждающий уплату госпошлины (за выдачу лицензии в размере 30 тысяч рублей, согласно подп. 134 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) не указан как необходимое приложение, поскольку факт уплаты госпошлины орган ГЖН проверяет в порядке межведомственного взаимодействия с Федеральным казначейством. Но при желании соискатель может приложить такой документ.
Шаг третий. Ждём-с!
Орган ГЖН рассматривает заявление с приложениями в течение 30 рабочих дней со дня их приема. Это максимальный срок, в реальности редко затягивают на все полтора календарных месяца.
На данном этапе орган ГЖН проводит проверку сведений, содержащихся в представленных соискателем документах, а также проверку соответствия соискателя лицензионным требованиям (мы их привели в шаге первом): в порядке межведомственного взаимодействия запрашивает необходимые сведения:
-
в Федеральном казначействе (данные об оплате госпошлины);
-
в ФНС России (сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
-
в МВД России (о наличии судимости);
-
в Минстрое России (сведения о дисквалификации, об аннулировании ранее выданной лицензии).
После сопоставления документов соискателя с полученными в порядке межведомственного взаимодействия сведениями, орган ГЖН готовит мотивированное предложение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии и направляет его в лицензионную комиссию.
Шаг четвёртый. Заседание ЛК.
Лицензионная комиссия, деятельность которой регламентирована региональным нормативным актом (обычно это положение, утверждаемое высшим должностным лицом субъекта РФ). Именно в региональном нормативном акте соискателю следует заранее поискать конкретный механизм данного шага. Следует отметить, что на сайте регионального органа ГЖН должна быть вся необходимая информация о деятельности ЛК, в том числе её персональный состав, само Положение о деятельности ЛК, сведения о принятых ЛК решениях.
В целом по регионам деятельность ЛК урегулирована более-менее одинаково. Заседания ЛК проводятся в основном по мере необходимости, поскольку ЛК действует на общественных началах (впрочем, может быть и календарный график заседаний).
Заседания ЛК являются во всех регионах открытыми и на них могут присутствовать лица, не являющиеся членами ЛК (соискатели, «группа подержки», СМИ и так далее).
Члены ЛК и иные заинтересованные лица (в первую голову - соискатели) уведомляются о месте, дате и времени проведения заседания заранее (в каждом регионе свой срок) в установленной форме (тут всевозможные варианты: письмо, факс, электронная почта).
Каждый член ЛК при принятии решений обладает одним голосом (в ряде регионов секретарь ЛК не имеет права голоса). Кворум для проведения заседаний ЛК практически во всех регионах составляет более 50 процентов от числа членов ЛК.
Решение ЛК обычно принимается простым большинством голосов от общего числа голосов членов ЛК, присутствующих на заседании. Кое-где в регионах установлено, что при равенстве голосов членов лицензионной комиссии решение считается принятым.
Члены ЛК заслушивают докладчика (обычно это секретарь ЛК), а если это предусмотрено, то и соискателя лицензии. Формально озвучивается, что в орган ГЖН подано заявление соискателем, приводятся данные проверки и мотивированное предложение органа ГЖН. На открытое голосование ставится вопрос о предоставлении лицензии. Голосование - ЗА или ПРОТИВ, если предусмотрено - то и ВОЗДЕРЖАЛСЯ.
Внимание: Внесённое органом ГЖН в ЛК мотивированное предложение о возможности выдачи соискателю лицензии не является обязательным основанием для принятия ЛК положительного решения по данному вопросу, поскольку принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче управляющей организации лицензии относится к исключительной компетенции ЛК. Суды подтверждают такой вывод (
Постановление АС ВВО от 11.08.2016 г. № Ф01-3140/16 по делу № А11-4145/2015, апелляционное определение СК по административным делам ВС Удмуртской Республики от 23.09.2015 г. по делу № 33а-3570/2015).
По итогу составляется протокол заседания ЛК (срок в каждом регионе свой). Протокол заседания размещается на официальном сайте органа ГЖН (также в установленный срок). Копия протокола заседания ЛК направляется в орган ГЖН.
В протоколе заседания ЛК обычно указываются:
-
дата, место и время проведения заседания;
-
общее количество и персональный состав членов ЛК и иных лиц, участвовавших в заседании;
-
повестка дня заседания;
-
решения, принятые ЛК, и результаты голосования по ним.
Шаг пятый. Приказ органа ГЖН.
После получения от ЛК принятого в установленном порядке решения орган ГЖН обязан издать приказ о предоставлении лицензии (или об отказе) не позднее 45 рабочих дней со дня приема заявления с пакетом документов (п. 10 Положения о лицензированию). Счастливчик получает лицензию и с этого момента любыми путями в течение шести месяцев стремится заключить хотя бы один договор управления многоквартирным домом, иначе лицензию-«пустышку» могут аннулировать (ч. 2 ст. 199 ЖК РФ).
Лицензия действует только на территории субъекта РФ, где она выдана, не подлежит передаче третьим лицам. А ещё можно недобрым словом помянуть тех, кто однажды поменял правила игры и превратил бессрочные лицензии в пятилетние.
Если соискатель намерен осуществлять деятельности по управлению МКД в нескольких субъектах РФ, то потребуется наличие лицензий, выданных органами ГЖН каждого региона.
6. Образец заполненного заявления о предоставлении лицензии
В ГЖИ по Дальней области
Заявление
о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД
Прошу предоставить лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД.
Заявитель
1. |
Организационно-правовая форма и полное наименование соискателя лицензии |
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Образец» |
|
2. |
Сокращенное наименование (в том числе фирменное наименование) соискателя лицензии |
ООО «УО «Образец» |
|
3. |
Адрес места нахождения соискателя лицензии |
630000, г. Город, ул. Уличная, д. 14/1 |
|
4. |
Адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности |
631000, г. Город, Дальнее шоссе, д. 1 |
|
5. |
Государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица (ОГРН) |
1045606663853
|
|
6. |
Данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию |
Свидетельство серия 00 № 000124306, выдано: 07.12.2002, ИФНС по Дальней области, 631010, г. Город, Мелкий переулок, д. 1/2 |
|
7. |
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) |
9910040758
|
|
8. |
Данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе |
Свидетельство серия 00 № 000354206, выдано: 07.12.2002, ИФНС по Дальней области, 631010, г. Город, Мелкий переулок, д. 1/2 |
|
9. |
Реквизиты документа, подтверждающего уплату государственной пошлины соискателем лицензии за предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины |
Платежное поручение № 666 от 01.02.2019 г.
|
|
10. |
Реквизиты квалификационного аттестата должностного лица (должностных лиц) соискателя лицензии(номер аттестата, Ф.И.О. (полностью) лица, которому выдан, номер бланка, кем выдан) |
1. № 099-000001, Иванов Иван Иванович, бланк 099-000074, выдан ГЖИ по Дальней области 2. … |
|
11. |
Контакты: стационарный и сотовый (при наличии) телефоны, факс |
(4545)342829; 89033623671; Факс: (4545)342808 |
|
12. |
Адрес электронной почты (при наличии) |
||
13. |
Прошу направлять уведомления о процедуре лицензирования в электронной форме (отметить нужное) |
да |
нет |
Настоящим заявлением сообщаю:
-
об отсутствии у должностного лица (должностных лиц) соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
-
об отсутствии информации о должностном лице (должностных лицах) соискателя лицензии в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации;
-
об отсутствии в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии, ранее выданной соискателю лицензии.
Приложение: копия квалификационного аттестата должностного лица (должностных лиц) соискателя лицензии;
прилагаемые документы согласно описи на ___ л.
«01» апреля 2019
директор _______________________Иванов И.И
(наименование должности соискателя лицензии) (подпись) (Ф.И.О.)
М.П.