16.1.11 Права и обязанности управляющей организации и РСО по вводу в эксплуатацию, проверке ИПУ, приему и использованию их показаний при прямых договорах
1. Какие законные случаи прямых договоров названы в Жилищном кодексе РФ?
2. В какие периоды РСО признается исполнителем коммунальных услуг?
3.Какие обязанности, связанные с ИПУ, относятся к РСО, выступающей исполнителем коммунальных услуг?
4. Какую информацию РСО (исполнитель коммунальных услуг) должна передавать управляющей организации?
6. Каким способом предоставляются сведения в РСО от управляющей организации?
9. Об изменении какой информации управляющая организация обязана уведомить РСО?
1. Какие законные случаи прямых договоров названы в Жилищном кодексе РФ?
Статьей 157.2 Жилищного кодекса РФ с апреля 2018 года легализованы прямые отношения по предоставлению коммунальных услуг, складывающиеся между ресурсоснабжающими организациями и потребителями в многоквартирных домах.
В ч. 1 этой статьи названы следующие случаи, при которых возникает прямой договор, содержащий положения о предоставлении РСО коммунальных услуг собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме:
-
при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного п. 4.4. ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, т.е. решения о заключении собственниками помещений, действующими от своего имени, с РСО договора холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
-
при отказе РСО от заключенного с управляющей организацией, товариществом или кооперативом договора ресурсоснабжения в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в МКД, при наличии у управляющей организации, товарищества (кооператива) задолженности в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения;
-
если между собственниками помещений и РСО заключен прямой договор на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Кроме того, при непосредственном способе управления МКД между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме также заключаются прямые договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
Во всех перечисленных случаях ресурсоснабжающая организация становится исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей в многоквартирном доме.
2. В какие периоды РСО признается исполнителем коммунальных услуг?
В п. 17 Правил №354 определены даты, начиная с которых РСО приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в МКД в каждом случае возникновения прямых отношений (прямого договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг) и в соответствии с п. 8 и пп. в) п. 9 Правил №354 именуется в них исполнителем.
Напоминаем, что в соответствии с п. 17 Правил №354 ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в МКД в следующие сроки (периоды):
- в МКД с непосредственным способом управления - с даты, указанной в решении ОСС о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией (товариществом, кооперативом);
- в МКД, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но еще не началась поставка коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения управляющей организации (товариществу, кооперативу), либо управление которым осуществляет временная управляющая организация, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством РФ о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления МКД до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией (не временной) либо товариществом или кооперативом;
- в МКД, в котором прямые договоры были заключены до 3 апреля 2018 года, - со дня их заключения;
- в МКД, в котором при принятии решения об изменении способа управления или о выборе управляющей организации принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия этого решения - с даты принятия такого решения;
- в МКД, в котором договор ресурсоснабжения между РСО и управляющей организацией (товариществом, кооперативом) расторгнут за долги - по истечении 30 календарных дней со дня направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения;
- в МКД, в котором общим собранием собственников принято предусмотренное п.4.4. ч. 2 ст. 44 ЖК РФ решение о заключении прямого договора с РСО - с даты, определенной указанным решением ресурсоснабжающей организации.
3.Какие обязанности, связанные с ИПУ, относятся к РСО, выступающей исполнителем коммунальных услуг?
Поскольку ресурсоснабжающая организация становится с указанных в п. 17 Правил №354 дат и в названные в этом пункте периоды исполнителем коммунальных услуг для потребителей, к ее обязанностям относятся все те перечисленные в Правилах №354 обязанности, которые присущи и любому другому исполнителю.
Так, РСО, приступив к предоставлению коммунальных услуг, должна исполнять, в частности, следующие обязанности, связанные с ИПУ потребителей:
- осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного ИПУ не позднее месяца, следующего за датой его установки(пп. у) п. 31 Правил №354);
- приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию(пп. у) п. 31 Правил №354);
- осуществлять ввод в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета после его ремонта, замены и поверки (пп. у(2) п. 31 Правил №354);
- принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (пп. ж) п. 31 Правил №354);
- использовать показания ИПУ, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания(пп. ж) п. 31 Правил №354);
- производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи(пп. д) п. 31 Правил №354);
- проводить проверки состояния ИПУ и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях(пп. ж) п. 31 Правил №354);
- осуществлять проверку состояния индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, а также распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета (пп. е(2) п. 31 Правил №354);
- осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний ИПУ, установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета)(пп. е(1) п. 31 Правил №354);
- уведомлять потребителей не реже 1 раза в квартал путем указания в платежных документах о сроках и порядке снятия потребителем показаний ИПУ и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу, а также о применении в случае непредставления потребителем сведений о показаниях приборов учета информации, указанной в п. 59 Правил №354 (пп. з) п. 31 Правил №354);
- уведомлять потребителей путем размещения на официальном сайте исполнителя и на информационных стендах (стойках), расположенных в пунктах обслуживания потребителей, или путем указания не реже 1 раза в квартал в платежных документах информации:
-
о последствиях недопуска потребителем исполнителя или уполномоченного им лица в согласованные дату и время в занимаемое потребителем жилое (нежилое) помещение или домовладение для проведения проверки состояния прибора учета и достоверности ранее переданных потребителем сведений о показаниях приборов учета;
-
о последствиях несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний прибора учета или его повреждение, и несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения(пп. з(1) п. 31 Правил №354).
4. Какую информацию РСО (исполнитель коммунальных услуг) должна передавать управляющей организации?
В том случае, если домом управляет управляющая организация (товарищество, кооператив), но РСО является исполнителем коммунальных услуг (в случаях, перечисленных в пунктах г)-ж) п. 17 Правил №354), такая РСО в соответствии с пп.ж) п. 31 Правил №354 должна передавать, в том числе с использованием ГИС ЖКЖ, полученные от потребителей показания ИПУ управляющей организации(товариществу или кооперативу), осуществляющим управление многоквартирным домом, поскольку объем индивидуального потребления напрямую влияет на размер обязательств лица, управляющего МКД, по оплате коммунального ресурса, используемого для содержания общего имущества МКД.
Подобная обязанность РСО содержится и в пп. е(1) п. 18 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124.
В частности, в названном пункте Правил №124 указано, что в договоре ресурсоснабжения должны предусматриваться:
- обязательства ресурсоснабжающей организации по передаче исполнителю показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса, сроки и порядок передачи указанной информации,
- обязанность ресурсоснабжающей организации уведомлять исполнителя о сроках проведения РСО проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей исполнителя участвовать в таких проверках.
Из приведенных положений следует, что в том случае, когда домом управляет управляющая организация (товарищество, кооператив) и приобретает коммунальный ресурс только для содержания общего имущества, а исполнителем коммунальных услуг является РСО, такая ресурсоснабжающая организация должна выполнять обязанности исполнителя в отношении ИПУ и передавать соответствующую информацию управляющей организации (товариществу, кооперативу).
Исключением является случай, при котором договором ресурсоснабжения, заключенным между РСО и управляющей организацией (ТСЖ, кооперативом) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, предусмотрено, что обязательства по сбору информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги (в т.ч. прием, снятие показаний ИПУ) осуществляются управляющей организацией (ТСЖ, кооперативом), но не РСО.
5. Какую информацию и в какой срок должна передать управляющая организация в РСО при переходе на прямые договоры?
Когда в апреле 2018 года в ЖК РФ была включена статья 157.2 о прямых договорах, тогда в ч. 11 ст. 161 Жилищного кодекса РФ была включена и обязанность управляющей организации (ТСЖ, кооператива) предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями в управляющую организацию, товарищество, кооператив) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
Исполнение названной обязанности по предоставлению в РСО информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги, вызывало на практике очень много споров о составе подлежащей передаче информации и последствиях неисполнения такой обязанности.
В целях минимизации соответствующих споров Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N 897 были внесены дополнения в Правила №354, конкретизирующие состав передаваемых в РСО сведений, сроки передачи и последствия не передачи или передачи недостоверных сведений.
Так, в п. 6 Правил №354, начиная с 31 июля 2019 года, приведен перечень сведений, необходимых для начисления платы за коммунальные услуги, которые управляющая организация (товарищество, кооператив) должна передать в РСО не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги этой РСО.
Такие сведения должны включать в себя:
- фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;
- адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами №354;
- сведения о наличии и типе установленных в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), сроках поверки заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, дате опломбирования приборов учета, на основании показаний которых производится расчет платы за коммунальные услуги, а также их показания за 12 расчетных периодов, предшествующих дате предоставления таких сведений;
- сведения о составленных актах обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома;
- сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- сведения о жилых помещениях, в отношении которых введено ограничение или приостановление предоставления соответствующей коммунальной услуги в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги, на дату предоставления сведений, а также сведения об устранении оснований для введения такого ограничения или приостановления;
- сведения о случаях, периодах и основаниях перерасчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет размера платы в соответствии с настоящими Правилами, за предыдущие 12 месяцев;
- реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
6. Каким способом предоставляются сведения в РСО от управляющей организации?
В соответствии с п. 6 Правил №354, предоставление сведений осуществляется одновременно
- на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации, товарищества или кооператива
и
- на электронном носителе.
7. Требуется ли согласие потребителей на передачу их персональных данных от управляющей организации в РСО?
В п. 6 Правил №354 содержится прямое указание о том, что предоставление управляющей организацией в РСО сведений, перечисленных в данном пункте, о собственниках и нанимателях в связи с переходом на прямые договоры сведений не требует согласия потребителей на передачу персональных данных в силу п.5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О персональных данных", в котором указано, что обработка персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных, когда такая обработка необходима «для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем».
8. Каковы последствия не передачи сведений управляющей организацией в РСО, а также последствия передачи недостоверных сведений?
Если
- управляющая организация (ТСЖ, кооператив) не предоставит ресурсоснабжающей организации сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, перечисленные в п. 6 Правил №354,
или
- предоставит недостоверные сведения,
и
- РСО понесет в этом случае убытки в связи с уплатой штрафа за необоснованное увеличение размера платы за коммунальные услуги, предусмотренного пунктом 155(1) Правил №354, рассчитанного при отсутствии указанных сведений или на основании недостоверных сведений,
то
- такие убытки подлежат возмещению управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом и не предоставившими сведения и (или) предоставившими недостоверные сведения.
9. Об изменении какой информации управляющая организация обязана уведомить РСО?
В п. 6(1). Правил №354 перечислены сведения, которые управляющая организация, правление товарищества или кооператива должна предоставить в РСО не позднее 10 рабочих дней со дня их изменения.
К таким сведениям относятся:
- сведения из реестра собственников помещений в многоквартирном доме, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном МКД, в т.ч.
- фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в МКД,
- полное наименование и ОГРН юридического лица, если собственником помещения является юридическое лицо,
- номер помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику,
- сведения о размерах принадлежащих собственникам помещений долей в праве общей собственности на общее имущество в МКД.
Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации, товарищества или кооператива и на электронном носителе.