16.2.3. Возмещение расходов на установку ОДПУ
1. Кто должен оплачивать установку ОДПУ по закону?
2. С кого в действительности РСО взыскивает расходы на установку ОДПУ?
3. Какие расходы включаются в состав расходов на установку ОДПУ?
5. О расходах управляющей организации на установку «своего» ОДПУ
1. Кто должен оплачивать установку ОДПУ по закону?
Поскольку изначально законодателем было задумано, что обязанность по установке общедомовых приборов учета должны исполнить собственники помещений в многоквартирном доме (ч. 5, ч. 12 ст. 13 Закона №261-ФЗ), то и расходы на их установку должны были нести собственники помещений в МКД в составе платы за содержание жилого помещения.
В том случае, если собственники помещений в МКД не исполнили обязанность по установке общедомового прибора учета до 1 июля 2013 года (не приняли решение об установке ОДПУ и решение о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на его установку), то такую обязанность должна исполнить ресурсоснабжающая организация, о чем прямо говорится в ч. 12 ст. 13 Закона №261-ФЗ.
Поскольку действующие основы ценообразования в отношении различных видов коммунальных ресурсов не предусматривают возможности включения в тарифы ресурсоснабжающих организаций расходов на установку ОДПУ, такие расходы подлежат возмещению РСО собственниками помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном ч. 12 ст. 13 Закона №261-ФЗ и п. 38(1) Правил №491, т.е. путем оплаты выставленных ресурсоснабжающей организацией счетов на оплату расходов на установку ОДПУ с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на его установку, бремя которых несет собственник помещения.
Для граждан - собственников помещений в многоквартирных домах частью 12 ст. 13 Закона №261-ФЗ предусмотрена рассрочка при внесении платы за установку ОДПУ, поэтому они оплачивают расходы на установку ОДПУ равными долями в течение пяти лет с даты их установки при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
2. С кого в действительности РСО взыскивает расходы на установку ОДПУ?
Несмотря на казалось бы явное и недвусмысленное содержание норм ч. 12 ст. 13 Закона №261-ФЗ и п. 38(1) Правил №491 об обязанности собственников помещений в многоквартирном доме оплатить расходы ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета, судебная практика складывается таким образом, что лицом, обязанным оплатить такие расходы РСО (надлежащим ответчиком) признается управляющая организация.
В п. 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015, указано, что «Если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета».
Доводы управляющей организации о том, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений не были приняты во внимание и «…Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом.
Исходя из системного толкования ст. 162 ЖК РФ, п. 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416, пп. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей организацией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями».
Вынесенные в последующем Определения Верховного Суда РФ по сходным спорным отношениям, касающимся взыскания ресурсоснабжающей организацией расходов на установку ОДПУ с управляющей организации, воспроизводят приведенную позицию о том, что «управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомовых приборов учета»(см., например, Определения Верховного Суда РФ от 13.11.2018 N 307-ЭС18-18025 по делу N А56-66816/2017, от 14.09.2018 N 307-ЭС18-14410 по делу N А56-39878/2017, от 28.08.2018 N 307-ЭС18-12401 по делу N А56-41034/2017).
Единственной «радостью» для управляющих организаций при вынесении соответствующих судебных актов можно назвать вывод суда о том, что «Управляющая организация, действующая в вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, лишено возможности получать денежные средства на эти цели законным путем иначе, чем от указанных собственников. Следовательно, управляющая организация не должна отвечать перед ресурсоснабжающей организацией в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учета на день вынесения судебного решения…» (см., например,Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.10.2015 N 310-ЭС15-7676 по делу N А14-14434/2013, от 17.06.2015 N 310-ЭС15-912 по делу N А14-13747/2013).
С учетом сложившейся судебной практики на сегодняшний день можно сделать вывод о том, что, несмотря на прямо закрепленную обязанность собственников помещений в многоквартирном доме оплатить РСО расходы на установку общедомового прибора учета, такие расходы фактически взыскиваются с управляющей организации в размере расходов, подлежащих уплате на день вынесения судебного решения, т.е. не в полном объеме, а с учетом рассрочки по их оплате, предусмотренной ч. 12 ст. 13 Закона №261-ФЗ.
3. Какие расходы включаются в состав расходов на установку ОДПУ?
В зависимости от того, предоставляется ли рассрочка для оплаты установки общедомового прибора учета, или плата за установку вносится единовременно, в состав расходов на установку ОДПУ, согласно положению ч. 12 ст. 13 Закона №261-ФЗ и разъяснениям, приведенным в Письме Минстроя России от 09.04.2014 N 5792-МС/04, включаются:
При установке приборов учета без предоставления рассрочки:
-
стоимость прибора учета,
-
расходы на разработку проектной документации на оборудование узла учета,
-
расходы на осуществление монтажа ОДПУ и проведение пуско-наладочных работ,
-
расходы по приему и переводу денежных средств собственников помещений в МКД, внесенных в оплату установки ОДПУ;
-
расходы на рассылку платежных документов и корреспонденции на оплату за установку ОДПУ.
При установке приборов учета с предоставлением рассрочки:
-
стоимость прибора учета,
-
расходы на разработку проектной документации на оборудование узла учета,
-
расходы на осуществление монтажа ОДПУ и проведение пуско-наладочных работ,
-
расходы по приему и переводу денежных средств собственников помещений в МКД, внесенных в оплату установки ОДПУ в течение срока предоставления рассрочки;
-
расходы на содержание информационных систем, обеспечивающих обработку и хранение данных о платежах за установку ОДПУ в течение срока предоставления рассрочки,
-
расходы на выставление и рассылку платежных документов и корреспонденции в течение срока предоставления рассрочки,
-
проценты, начисляемые в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ (ключевой ставки), действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета.
Перечисленные расходы в совокупности являются расходами на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, поэтому подлежат оплате собственниками помещений в многоквартирном доме (а с учетом сложившейся судебной практики – управляющей организацией)при установке ОДПУ ресурсоснабжающей организацией, что прямо предусмотрено ч. 12 ст. 13 Закона №261-ФЗ.
4. Предоставляется ли собственникам помещений – юридическим лицам и муниципалитетам рассрочка на оплату установки ОДПУ?
Согласно п. 3 Рекомендаций Научно-консультативного совета "Проблемы применения гражданского и процессуального законодательства", одобренных Президиумом Арбитражного суда Волго-Вятского округа, протокол заседания Президиума от 14.06.2018 N 3, «установленная в части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении пятилетняя рассрочка оплаты расходов по установке общедомового прибора учета по своей правовой природе носит социальный характер и ее действие распространяется только на определенную категорию потребителей, к которой юридические лица и муниципалитеты не относятся.
Таким образом, названная категория потребителей несет расходы на установку общедомового прибора учета единовременно, исходя из доли в праве общей собственности на общее имущество, если иное не установлено соглашением сторон (организацией, осуществившей установку прибора учета, и собственником помещения)».
Позиция Президиума АС ВВО основана на следующих нормах:
-
ч. 12 ст. 13 Закона №261-ФЗ, согласно которой граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок данных обязанностей, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты установки приборов учета используемых энергетических ресурсов расходы по их установке, при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
-
абз. 4 п. 38(1) Правил N 491, в котором содержится отдельная оговорка: граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, то есть или равными долями в течение пяти лет с даты установки приборов учета, или единовременно, или с меньшим периодом рассрочки.
Из приведенных норм и Рекомендаций следует, что в отношении собственников помещений – юридических лиц и муниципалитетов могут быть заявлены требования о единовременном внесении платы за установку ОДПУ в доле, приходящейся на долю такого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Рассрочка может быть предоставлена соответствующим собственникам только в случае достижения соглашения о ней с организацией, установившей общедомовый прибор учета.
5. О расходах управляющей организации на установку «своего» ОДПУ
Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, предусмотрено применение повышающих коэффициентов к нормативу потребления КР СОИ как средство стимулирования к установке общедомовых приборов учета.
В подпункте е) пункта 22 Правил N 124 предусмотрено, что при наличии технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии размер платы за тепловую энергию, поставленную в МКД, не оборудованный таким прибором учета, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента равном 1,1.
Согласно пп. ж) п. 22 Правил №124, при наличии обязанности и технической возможности установки общедомового прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия ОДПУ определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Таким образом, при отсутствии ОДПУ тепловой энергии, холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии в случае наличия технической возможности его установки ресурсоснабжающая организация применяет повышающий коэффициент к нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению, к нормативу потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, бремя оплаты которого ложится на управляющую организацию.
В связи с этим управляющие организации могут быть заинтересованы в установке общедомового прибора учета в случаях, когда собственники помещений не исполнили обязанность по установке ОДПУ в предусмотренные Законом №261-ФЗ, и когда РСО не выполнила возложенную на нее обязанность по принудительной установке ОДПУ в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 13 Закона №261-ФЗ (необходимо отметить, что ресурсоснабжающие организации на сегодняшний день вообще не замотивированы на установку ОДПУ, поскольку расходы на его установку будут возмещаться им с учетом рассрочки возможно в течение 5 лет, а также при установке ОДПУ РСО утрачивает право начислять плату за поставленные коммунальные ресурсы для содержания общего имущества в МКД с применением повышающего коэффициента).
Для того, чтобы избежать оплаты коммунальных ресурсов, используемых для содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, управляющая организация вправе самостоятельно (без решения собственников помещений) установить общедомовый прибор учета, что прямо предусмотрено п. 21(2) Правил №124, в котором содержится следующее положение:«В многоквартирных домах, собственники помещений в которых имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и которые не оснащены такими приборами или в которых собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, ведение учета потребляемых коммунальных ресурсов, а также осуществление расчетов за коммунальные ресурсы осуществляется исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных исполнителем и введенным в эксплуатацию в установленном порядке».
Этим же пунктом Правил №124 установлен приоритет ОДПУ, установленного потребителями после установки прибора учета управляющей организацией. Так, в последнем предложении п. 21(2) Правил №124 указано, что «В случае если после установки коллективного (общедомового) прибора учета исполнителем потребителями установлен и введен в эксплуатацию в установленном порядке иной прибор учета, для учета потребляемых коммунальных ресурсов и осуществления расчетов за коммунальные услуги и ресурсы применяются показания установленного потребителями коллективного (общедомового) прибора учета».
Из приведенных норм следует, что до установки потребителями общедомового прибора учета в расчетах между управляющей организацией и РСО применяется ОДПУ, установленный управляющей организацией.
Показания общедомового прибора учета, установленного управляющей организацией, применяются и при расчетах управляющей организации с потребителями коммунальных услуг, что предусмотрено пп. ж(1) п. 31, пп. е(2) п. 32, пп. г(1) п. 34 Правил №354.
Расходы на установку общедомового прибора учета, который устанавливается управляющей организацией по ее решению и в ее интересах (если собственниками помещений в многоквартирном доме или РСО не исполнена установленная Законом №261-ФЗ обязанность по оснащению МКД общедомовыми приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и тепловой энергии) несет сама управляющая организация и оплата таких расходов не возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку такой прибор учета не переходит в их собственность и не включается в состав общего имущества собственников помещений в МКД.
С собственниками помещений в многоквартирном доме может быть достигнуто и заключено соглашение о возмещении расходов управляющей организации на установку ОДПУ в том случае, если возникает необходимость передать/принять ОДПУ в состав общего имущества собственников помещений, например, в случае прекращения управляющей организацией деятельности по управлению многоквартирным домом.