4.1.6. Ответственность за нарушение требований к раскрытию (размещению) информации
1. Какими статьями КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение управляющей организацией требований к раскрытию (размещению) и предоставлению информации?
В нескольких статьях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, к которой может быть привлечена управляющая организация в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ею обязанностей по раскрытию информации.
Квалификация действий (бездействия) управляющей организации по определенной статье КоАП РФ в каждой конкретной ситуации зависит от обстоятельств соответствующего дела и от того, является ли раскрытие той или иной информации выполнением лицензионного требования или нет.
Перечислим основные статьи КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность управляющей организации за нарушение требований к раскрытию информации:
Часть 2 статьи 13.19.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение требований к размещению информации в ГИС ЖКХ.
Этой нормой предусмотрена ответственность за следующие действия (бездействия) УО:
-
неразмещение информации в ГИС ЖКХ
-
нарушение установленных законодательством РФ порядка, способов и (или) сроков размещения информации в ГИС ЖКХ,
-
размещение информации в ГИС ЖКХ не в полном объеме,
-
размещение недостоверной информации в ГИС ЖКХ.
Обращаем внимание, что к административной ответственности по ч.2 ст. 13.19.2. КоАП РФ привлекаются только должностные лица (в отношении них выносится предупреждение или налагается административный штраф в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей). Сама управляющая организация как юридическое лицо административной ответственности за нарушение требований к размещению информации в ГИС ЖКХ не несет. За повторное нарушение требований к размещению информации в ГИС ЖКХ должностное лицо привлекается к административной ответственности в виде штрафа в размере от 15 тысяч до 20 тысяч рублей.
Часть 2 статьи 14.1.3. КоАП РФ устанавливает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2. КоАП РФ.
В качестве примера применения указанной нормы на практике можно привести нарушение управляющей организацией обязанности предоставить собственнику помещения в многоквартирном доме или иному инициатору общего собрания собственников помещений в МКД, планирующему провести соответствующее собрание, реестра собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме, номер помещения в МКД, собственником которого является физическое или юридическое лицо, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Предоставление этого реестра по требованию лица, которое планирует провести общее собрание в многоквартирном доме, является лицензионным требованием, предусмотренным пп. в) п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110.
Обращаем внимание, что из буквального толкования ч. 3.1. ст. 45 ЖК РФ следует, что в заявлении о предоставлении реестра собственников помещений в МКД должна быть указана цель его получения - для созыва и проведения общего собрания, при этом необходимость предоставления каких-либо документов, подтверждающих намерение собственника выступить инициатором проведения общего собрания, не предусмотрена. В связи с этим, по мнению судей (см., например Постановление АСЗСО от 19.03.2019 N Ф04-386/2019 по делу N А70-12800/2018) управляющая организация, отказавшая в предоставлении реестра собственнику помещения на том основании, что он не представил документов, подтверждающих его намерение созвать общее собрание собственников помещений, совершила административное правонарушение, а именно, допустила нарушение лицензионного требования, указанного в пп. в) п. 3 Положения о лицензировании.
Ответственность за него наступает по ч. 2 ст. 14.1.3. КоАП РФ, т.е. как за нарушение лицензионного требования, и выражается наложении административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификации на срок до трех лет. На юридических 250 тысяч до 300 тысяч рублей.
Часть 1 статьи 7.23.3. КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
Как было рассмотрено выше, Правила №416, устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, содержат разделы VII и VIII, предусматривающие порядок взаимодействия управляющей организации с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме при осуществлении управления многоквартирным домом, а также порядок раскрытия управляющей организацией информации, в т.ч. предоставление по запросам (обращениям) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме информации (ответов) способами и в сроки, указанные в этих Правилах.
В случае нарушения управляющей организацией требований к раскрытию информации, предусмотренной Правилами №416, предоставление которой не относится к соблюдению лицензионных требований, такая управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3. КоАП РФ, которая выражается в наложении административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет. На юридических лиц в данном случае налагается штраф в размере от 150 тысяч до 250 тысяч рублей.
Часть 1 статьи 14.8. КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой работе, услуге, об исполнителе и о режиме его работы.
В п. 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017, разъяснено, что «…граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей».
Пунктом 1 ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" закреплено право потребителя требовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Как показал анализ судебной практики, управляющие организации привлекаются территориальными органами Роспотребнадзора к административной ответственности за непредоставление потребителю полной и достоверной информации по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, например, в случае не размещения необходимой потребителю и требуемой п. 69 Правил №354 информации на платежном документе, или в случае непредоставления по обращению собственника помещения информации в соответствии с пп. а) п. 40 Правил №491 о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ.
Признание управляющей организации подлежащей административной ответственности за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 тысячи рублей; на юридических лиц - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.
2. По какой статье КоАП РФ привлекается к ответственности управляющая организация в случае, если она нарушила порядок рассмотрения обращений собственников и пользователей помещений в МКД и порядок предоставления ответов на них?
Подобный вопрос был предметом рассмотрения Президиума Верховного Суда Российской Федерации и был изложен более конкретно применительно к двум составам административных правонарушений: «Как следует разграничивать составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 7.23.3. и ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, при привлечении к административной ответственности управляющей организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, в случае невыполнения обязанности по рассмотрению или нарушения порядка рассмотрения заявлений, обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме?» (вопрос 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019).
На приведенный вопрос сформулирован ответ, смысл которого заключается в том, что квалификация действий или бездействия управляющей организации, выразившихся в непредоставлении ответа заявителю или в иных нарушениях порядка работы с обращениями собственников помещений и иных пользователей помещений в МКД, зависит от существа заявления (обращения), а именно от того, связано оно с выполнением управляющей организацией лицензионных требований или с соблюдением иных требований по управлению многоквартирными домами.
При этом Президиумом Верховного Суда РФ отмечено, что требования, изложенные в разделе VII Правил №416 и в п. 34 раздела VIII названных правил,предусматривающие предоставление управляющей организацией ответов на обращения в рамках осуществления ею взаимодействия с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, а также порядок и сроки предоставления управляющей организацией указанным лицам различной информации об осуществлении ею своей деятельности, не являются лицензионными.
Опираясь на содержание обращения (заявления) и на то, является ли предоставление ответа на него лицензионным требованием, и определяется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.23.3. или ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Президиум Верховного Суда РФ 5 июня 2019 г. утвердил следующий ответ на рассматриваемый вопрос:
«В соответствии с ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.19.2 названного кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 этого кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицензионные требования к лицензиату предусмотрены ст. 193 ЖК РФ.
Помимо требований, перечисленных в пп. 1 - 6.1 ч. 1 названной выше статьи ЖК РФ, Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные лицензионные требования (п. 7).
Так, перечень лицензионных требований предусмотрен п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110).
Жилищный кодекс Российский Федерации и Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 в соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, предусматривают для собственников жилых помещений возможность направлять различные обращения и заявления в адрес управляющей организации.
Такие обращения и заявления могут быть связаны как с выполнением управляющей организацией лицензионных требований, так и с соблюдением последней иных требований по управлению многоквартирными домами. Кроме того, для таких обращений установлены различные порядок и сроки рассмотрения.
Например, согласно ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ управляющая организация в течение пяти дней с момента получения обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в названной статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязана предоставить собственнику реестр собственников помещений в многоквартирном доме.
С учетом того, что требование, содержащееся в названной норме, отнесено к лицензионным требованиям (подп. "б" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами), его нарушение управляющей организацией может образовывать объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Требования, изложенные в разделе VII Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и в п. 34 раздела VIII названных правил, предусматривающие предоставление управляющей организацией ответов на обращения в рамках осуществления взаимодействия такой организации с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, а также порядок и сроки предоставления управляющей организацией собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме различной информации об осуществлении названной организацией деятельности, не являются лицензионными.
В случае нарушения указанных требований управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.
С учетом изложенного квалификация действий (бездействия) управляющей организации, выразившихся в невыполнении обязанности или нарушении порядка рассмотрения заявлений, обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, по ч. 1 ст. 7.23.3 или ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ зависит от существа такого заявления (обращения), а именно от того, связано оно с выполнением управляющей организацией лицензионных требований или с соблюдением иных требований по управлению многоквартирными домами.
При этом при рассмотрении дела об административном правонарушении с учетом требований ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ следует исходить из конкретных обстоятельств каждого дела».
Обращаем внимание, что в Письме Минстроя России от 23.04.2019 N 15772-ОГ/04 изложено иное мнение, не основанное, на наш взгляд, на содержании приведенных в нем норм жилищного законодательства, а именно следующее:
«…В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 193 ЖК РФ и пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение), установлены лицензионные требования.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Положения лицензионным требованием является исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Таким образом, нарушением лицензионных требований будет являться нарушение требований, установленных Правилами N 416.
При выявлении нарушения орган государственного жилищного надзора вправе вынести предписание об устранении указанного нарушения.…».
Из приведенного извлечения следует, что Минстрой России признает нарушением лицензионных требований нарушение Правил №416, в частности неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по раскрытию информации, по организации взаимодействия с собственниками помещений в МКД и иными пользователями, по работе с обращениями, поступающими в управляющую организацию, несмотря на то, что в качестве лицензионного требования в Положении о лицензировании указано исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, но не требований ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, в соответствии с которой и утверждены №416.
Учитывая то, что Письмо Минстроя России от 23.04.2019 N 15772-ОГ/04 вышло в свет в апреле 2019 года, а Президиум Верховного Суда РФ только в июне 2019 г. выразил свою позицию о критериях квалификации действий или бездействия управляющей организации, выразившихся в непредоставлении ответа заявителю или в иных нарушениях порядка работы с обращениями собственников помещений и иных пользователей помещений в МКД, а также то, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, считаем, что органы государственного жилищного надзора при проведении ими проверок соблюдения лицензионных требований управляющими организациями, а также при вынесении предписаний, должны учитывать позицию Президиума Верховного Суда РФ по применению ч. 1 ст. 7.23.3 и ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ при решении вопроса о привлечении управляющей организации к административной ответственности.
3. Привлекается ли к административной ответственности должностное лицо управляющей организации за нарушение требований Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" к срокам рассмотрения обращений граждан и юридических лиц?
Частью 4 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее – Закон №59-ФЗ) предусмотрено, что установленный этим законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, установленного Законом №59-ФЗ, предусмотрена статьей 5.59. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, которую он последовательно излагает в Постановлениях от 15.02.2019 N 48-АД19-2, от 15.02.2019 N 88-АД19-2, от 14.02.2019 N 88-АД19-1, от 22.10.2018 N 88-АД18-3, «…правоотношения собственника помещений в многоквартирном доме или проживающего в таком помещении лица с управляющей организацией носят гражданско-правовой характер и не свидетельствуют об осуществлении обществом публично значимых функций, следовательно, требования Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на них не распространяются».
Поскольку управляющая организация в рассматриваемых судом правоотношениях не признается лицом, осуществляющим публично значимые функции, должностное лицо такой управляющей организации не может быть привлечено к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, установленного Законом №59-ФЗ.