2.6.8 Договоры со специализированными организациями. Энергосервисный договор
3. Существенные условия договора
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
Проще говоря, энергосервисный договор – это договор предметом, которого является осуществление энергосберегающих мероприятий на объекте заказчика за счет исполнителя, с последующим распределением достигнутого позитивного результата от энергосберегающих мероприятий между исполнителем и заказчиком.
Итак, мы видим, что речь идёт о неких мероприятиях, за проведение которых заказчик не платит ничего, а вот результат (если он будет достигнут) стороны договора поделят между собой.
Правила № 491 говорят при этом об «энергосервисном договоре на общедомовые нужды», под которым предлагается понимать мероприятия, направленные на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества, но при этом ссылаются на то, что всё это регулируется отдельным НПА Минстроя России, каковым является Приказ Минстроя РФ от 8 сентября 2015 г. № 644/пр.
Кто может быть подрядчиком по энергосервисному договору? Законодательство предусматривает четыре варианта.
-
Если заказчик - собственники помещений в МКД, то исполнителем могут быть - управляющая организация, ТСЖ, жилищный, жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив либо РСО или иное лицо, оказывающее энергосервисные услуги;
-
Если заказчик - ТСЖ, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, то исполнитель - управляющая организация;
-
Если заказчиком является сама управляющая организация, ТСЖ, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив от имени собственников помещений в МКД и в их интересах, то исполнителем может быть РСО или иное лицо, оказывающее энергосервисные услуги;
-
Если заказчик - управляющая организация, ТСЖ, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив в интересах собственников помещений в многоквартирном доме от своего имени, то исполнитель - РСО или иное лицо, оказывающее энергосервисные услуги.
3. Существенные условия договора
В силу ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 261-ФЗ энергосервисный договор должен содержать:
-
условие о величине экономии энергетических ресурсов (в том числе в стоимостном выражении), которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);
-
условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;
-
иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.
Кроме указанных обязательных условий могут быть условия необязательные, включаемые в договор по соглашению сторон. Часть 3 ст. 19 Федерального закона № 261-ФЗ указывает, что такими необязательными условиями могу быть:
-
условие об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении энергосервисного договора (контракта) согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении энергосервисного договора (контракта) условия;
-
условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов;
-
условие об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов;
-
иные определенные соглашением сторон условия.
Обратите внимание: в силу ст. 20 Федерального закона № 261-ФЗ условия энергосервисного договора (контракта) могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов. Имеется в виду ситуация, когда РСО, которые также несут обязанности, установленные ст. 12 Федерального закона № 261-ФЗ, могут включить соответствующие условия в договор ресурсоснабжения.
В таких случаях договор ресурсоснабжения, включающий в себя условия энергосервисного договора (контракта), может содержать:
-
условие о количественном значении энергетических ресурсов, которое применяется сторонами при определении обязательств по договору и может быть определено, в частности, исходя из объема потребления соответствующих энергетических ресурсов, зафиксированного на момент начала исполнения такого договора, или другим способом, в том числе расчетным способом, и отличаться от фактического объема потребления энергетических ресурсов;
-
условие о проведении расчетов по такому договору исходя из показателей, достигнутых или запланированных для достижения в результате реализации условий энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов;
-
условие о предоставлении отсрочки по уплате платежей по такому договору полностью или частично до момента получения результатов реализации условий энергосервисного договора (контракта), в том числе до фиксации экономии энергетических ресурсов;
-
иные условия, определенные сторонами в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации, регулирующим условия договоров купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов.
Поскольку мало кто разбирается в терминах и хитрых условиях, постараемся кратко прокомментировать некоторые примерные условия энергосервисного договора и основные понятия.
Базовый уровень потребления - показатель потребления энергетического ресурса (тепловая энергия и прочие) в натуральном выражении в базовый период;
Базовый период - календарный период,в течение которого определяются объёмы потребления энергетического ресурса, которые принимаются сторонами за базовые, с учётом факторов, влияющих на объёмы потребления.
В части тепловой энергии, например, базовым периодом принимается отопительный период.
Отчётный период - период, в течение которого по показаниям коллективного (общедомового) и (или) индивидуальных, общих (квартирных) приборов учёта определяются объёмы потребления энергетического ресурса в целях подтверждения достижения величины экономии;
Экономия - сокращение потребления энергетического ресурса в натуральном выражении в результате исполнения настоящего договора с учётом факторов, влияющих на объём потребления;
Фактическая величина экономии - размер экономии энергетического ресурса (доли размера экономии), определённый как разность объёмов потребления за месяц базового периода и объёмов потребления в соответствующем месяце отчётного периода, с учётом приведения этих объёмов к сопоставимым условиям;
Приведение к сопоставимым условиям - пересчёт значений потребления энергетического ресурса в базовом периоде к условиям отчётного периода путём учёта факторов, влияющих на объём потребления ;
Факторы, влияющие на объём потребления - не зависящие от исполнителя факторы, влияющие на объём потребления энергетического ресурса и учитываемые при определении экономии, в том числе, например, в части тепловой энергии:
- количество проживающих в многоквартирном доме;
- температура наружного воздуха;
- длительность отопительного периода;
- изменение площади отапливаемых помещений.
Условие о выполняемых по энергосервисному договору работах (услугах) трудностей не содержит. Это, как очевидное, проведение энергетического обследования, работы по установке и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета.
Кроме того в каждом регионе есть свой перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, вот оттуда и «списывают» почти все работы и услуги.
Условие о размере экономии уже нуждается в пояснении.
Есть три способа определения размера экономии:
- на основании данных об объеме потребления коммунальных услуг, определенном по показаниям общедомовых (коллективных) и (или) квартирных (индивидуальных) приборов учета, которые либо предоставлены заказчиком за период, предшествующий дате заключения энергосервисного договора, либо определены по показаниям установленных исполнителем по энергосервисному договору коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;
- в случае отсутствия прибора учета, по причине отсутствия технической возможности его установки, на основе расчетно-измерительного способа в соответствии с согласованной сторонами энергосервисного договора методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении;
- на основании энергетического паспорта и (или) отчета, составленных по результатам проведения энергетического обследования многоквартирного дома.
Условие о цене энергосервисного договора интересно тем, что, как мы помним, изначально заказчик ничего не платит исполнителю.
Цена может быть указана как стоимость сэкономленных энергоресурсов, или вместо твёрдой цены стороны могут указать порядок ее определения исходя из величины плановой или фактической экономии в стоимостном выражении, рассчитанной на основе цен (тарифов) на коммунальный ресурс, действующих в отчетном периоде, в том числе в виде доли от этой величины.
Условие о порядке расчетов также формулируется с учётом того, что заказчик исполнителю не платит, стороны делят полученный результат. Ввиду этой особенности платежи не могут превышать фактическую величину экономии коммунальных ресурсов в стоимостном выражении.
Условие о переходе прав и обязанностей заказчика к собственникам помещений в МКД необязательно, но желательно на случай смены лица, которое несет ответственность за содержание и ремонт ОИ в МКД, либо изменения способа управления МКД, или к лицу, на которое в соответствии с решением ОСС в МКД возложена указанная ответственность.
Условие об обязанности исполнителя использовать материалы, изделия и оборудование, имеющие соответствующие маркировку, сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество и соответствие техническим условиям, утвержденной и согласованной проектной документации, государственным стандартам, и о передаче оригиналов документов заказчику по окончании соответствующих этапов или после исполнения договора в целом понятно; документы в данной ситуации будут относится к технической документации.
В данном разделе мы говорим как о договорной ответственности заказчика и подрядчика, так и о том, какие последствия повлечёт нарушение установленных государством обязательных требований. Само собой, что любой «чих» управляющей организации это потенциальный штраф по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, но есть и иные статьи.
Нас интересуют ч.ч. 4 и 5 ст. 9.16 КоАП РФ.
В силу ч.4 ст. 9.16 КоАП РФ несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 261-ФЗ здания, строения, сооружения, за исключением указанных в ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 261-ФЗ, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений утверждены Приказом Минстроя России от 17.11.2017 г. № 1550/пр.
Также согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (Правила № 491) содержание общего имущества включает в себя в том числе:
- проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством РФ порядке перечень мероприятий (подп. «и»);
- обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (подпункт «к»).
В соответствии с пп. е(1) п. 2 раздела I Правил № 491 в состав общего имущества, в том числе включаются: автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если они установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона № 261-ФЗ.
Таким образом, проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности МКД, в силу закона обязательно для собственников помещений в МКД, и становится обязательным для управляющей компании при заключении с ней договора управления.
В силу ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно положениям ч. 4, 7 ст. 12 Федерального закона № 261-ФЗ лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано:
а) проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта РФ, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
При этом собственники помещений в МКД обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий;
б) регулярно (не реже чем 1 раз в год) разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Таким образом, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано применительно к такому дому проводить обязательные мероприятия по энергосбережению, а также не реже чем один раз в год разрабатывать и доводить до сведения собственников предложения о возможных мероприятиях по энергосбережению.
Говоря о договорной ответственности сторон, следует понимать, что она почти всегда основана на тех необязательных условиях, которые присутствуют в договоре. Если стороны не посчитали необходимым их включать, то это может свети к нулю результат, ибо нет ответственности - нет заинтересованности. А ведь нужно помнить, что исполнителем может быть РСО! Уж ей-то вообще безразлична дальнейшая судьба МКД после исполнения договора (а зачастую РСО открыто не заинтересована в том, чтобы потребители экономили ресурсы).
Например, желательно включить в текст условие об обязательствах сторон договора по обеспечению сохранения достигнутого эффекта экономии, в том числе по обучению персонала, ответственного за эксплуатацию установленного оборудования, соблюдению условий его эксплуатации, своевременному проведению технического обслуживания, поддержанию оптимальных режимов функционирования и осуществлению иных необходимых мероприятий. Ведь если стороны делят результат, то они должны быть заинтересованы в его сохранении.
Условие о порядке возмещения ущерба и устранения повреждений и недостатков работ исполнителя по энергосервисному договору, в том числе обнаруженных в течение гарантийного срока также непременно должно присутствовать.
Условие об ответственности исполнителя по энергосервисному договору за неисполнение своих обязательств, в том числе в случае, когда исполнитель не обеспечил достижение согласованной при подписании договора плановой величины экономии коммунального ресурса, включая случаи, когда обязательства исполнителя по энергосервисному договору могут быть признаны неисполненными. Здесь можно, например, указать, что недостижение плановой экономии лишает исполнителя права на получение части вознаграждения по договору.
Условие об исполнении обязательств заказчика по энергосервисному договору в случае ликвидации заказчика, в том числе право исполнителя требовать от заказчика демонтажа или выкупа установленного энергосберегающего оборудования по остаточной стоимости с учетом понесенных исполнителем расходов на его приобретение, доставку, монтаж и эксплуатацию, амортизационных расходов интересно в первую очередь для РСО, заключающих договор с управляющей организацией.