2.6.5 Договоры со специализированными организациями. ТО ВДГО
3. Существенные условия договора. Оформление актов
4. Содействие и взаимодействие. Оформление актов
6. Бонус: Чьи подписи нужны и где
В силу подп. «д» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491) в состав ОИ МКД включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). Соответственно, если находящийся в управлении МКД газифицирован, то система газоснабжения относится к общему имуществу.
Конкретизировано данное указание абзацем третьим п. 5 тех же Правил, где указано, что внутридомовая инженерная система газоснабжения состоит из:
-
газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию;
-
резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом;
-
газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования);
-
технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры;
-
системы контроля загазованности помещений;
-
коллективных (общедомовых) приборов учета газа;
-
а также приборов учёта газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Из перечисленного следуют такие выводы:
- газопроводы, относящиеся к ВДГО, ограничены достаточно ясно: от источника газа (если СУГ в баллонах) или места присоединения (если газ централизованно по сети) до запорного крана (который находится не в МОП, а в жилом/нежилом помещении, что затрудняет доступ к части газопровода;
- газопровод начинается и оканчивается запорным устройством, поскольку п. 9 указанных Правил, указывает внешнюю границу сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества - место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью, а значит и первое запорное устройство относится к ОИ;
- системы контроля загазованности помещений (пресловутые «датчики») названы без уточнения мест их расположения, но следует понимать, что доступ в жилое/нежилое помещений, где могут располагаться «датчики» также необходим;
- следует различать ОДПУ газа (учитывающий объёмы поданного газа именно для оказания коммунальной услуги по газоснабжению) и прибор учёта газа, находящийся в крышной газовой котельной, поскольку последний не является ОДПУ.
В силу указания п. 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
Технический регламент о безопасности зданий и сооружений определяет систему, предназначенную для выполнения функций газоснабжения здания или сооружения, как систему инженерно-технического обеспечения и устанавливает, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (п. 21 ст. 2, п. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Поскольку внутридомовая инженерная система газоснабжения является ОИ МКД, на неё распространяется действие п. 11.1 указанных Правил, где сказано, что Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.
В свою очередь п. 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290) содержит работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в МКД:
-
организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и её отдельных элементов;
-
организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений;
-
при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
При этом согласно п. 8 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290) выполнение работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями.
Можно сделать следующие выводы:
- минимальный перечень указывает системы контроля загазованности помещений отдельно от ВДГО, что не совсем логично, поскольку и то, и другое относится к ОИ МКД, не вяжется с Правилами № 491;
- обеспечение надлежащего технического состояния ВДГО означает поддержание исправности этого оборудования, что осуществляется путём ТО и ремонта на основании комплексного договора о ТО и ремонте, заключенного со специализированной организацией;
- прямо запрещено самостоятельное выполнение работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии систем ВДГО.
В силу п. 4 Правил № 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путём осуществления следующего комплекса работ (услуг):
а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
б) аварийно-диспетчерское обеспечение;
в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
г) замена оборудования.
Поскольку фактически запрещено самостоятельное обслуживание и ремонт внутридомовой инженерной системы газоснабжения, необходимо заключать договор со специализированной организацией на ТО ВДГО.
В соответствии с п. 16 Правил № 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
Заказчик - управляющая организация, товарищество или кооператив, ИП, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении МКД собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений (п. 17 указанных Правил).
Исполнитель - специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (п. 2 указанных Правил).
Специализированная организация - организация, осуществляющая деятельность по ТО и ремонту ВДГО и (или) ВКГО, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX Правил № 410, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по ТО и ремонту ВДГО и (или) ВКГО в соответствии с п. 40 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (п. 2 указанных Правил).
Верховный Суд РФ в Решении от 21.05.2014 г. № АКПИ13-1053 указал, что исполнителем по договору о техническом обслуживании и ремонте ВДГО может являться любая специализированная организация, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.
Внимание: Постановлением Правительства РФ от 09.09.2017 г. № 1091 Правила № 410 изложены в новой редакции, в том числе исключено требование о наличии у исполнителя аварийно-диспетчерской службы! В силу п. 7 Правил № 410 аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией. Там же указано, что специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей в своем составе АДС, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения, причём отказать в заключении соглашения газораспределительная организация не вправе.
Также следует отметить, что согласно п. 19.8 раздела 3 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. № 624) для осуществления работ, связанных с устройством газоснабжения, требуется допуск на различные виды работ, в том числе монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ. Это, например, случаи ремонта ВДГО, требующие демонтажа дефектных деталей и монтажа новых.
3. Существенные условия договора. Оформление актов
Положения о договоре на ТО и ремонт ВДГО предусмотрены разделом III Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (утв. постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410).
Согласно п. 37 Правил № 410 договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заключается в письменной форме на срок не менее 3 лет и вступает в силу со дня его подписания последней из сторон этого договора.
Существенные условия договора приведены в п. 39 Правил № 410, согласно которому в договоре о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования указываются:
а) дата и место заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
б) наименование (фирменное наименование) специализированной организации - исполнителя;
в) реквизиты расчетного счета исполнителя;
г) сведения о заказчике (для гражданина - фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, для юридического лица - наименование (фирменное наименование), его место нахождения (место государственной регистрации));
д) адрес многоквартирного дома, адрес квартиры в многоквартирном доме или домовладения, в котором расположено внутридомовое или внутриквартирное газовое оборудование, техническое обслуживание и ремонт которого будут осуществляться по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
е) реквизиты акта об определении границы раздела собственности на газораспределительные сети (при наличии такого акта);
ж) количество и типы газоиспользующего оборудования, входящего в состав соответственно внутридомового или внутриквартирного газового оборудования;
з) тип установленного прибора учета газа (при наличии) и место его присоединения к газопроводу;
и) перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включающий в себя минимальный перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования согласно приложению к Правилам № 410, а также сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг), включая периодичность выполнения отдельных работ (услуг) по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
к) цена договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
л) порядок и сроки оплаты выполненных работ (оказанных услуг) по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с учетом положений, предусмотренных разделом V Правил № 410;
м) права, обязанности и ответственность сторон;
н) срок действия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
о) иные условия и положения, которые стороны договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования сочтут необходимыми и которые не должны противоречить положениям Правил № 410.
Обратите внимание на то, что в отношении каждого МКД, находящегося у Вас в управлении, необходимо точно указывать тип и количество газоиспользующего оборудования, поскольку от этого зависит перечень работ и услуг, а значит и цена договора.
При этом взять цену «с потолка» нельзя, поскольку тариф на каждый вид работ установлен на федеральном уровне. Цена договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
4. Содействие и взаимодействие. Оформление актов
В силу подп. «Г» п. 42 Правил № 410 по договору ТО и ремонта ВДГО заказчик обязан обеспечивать доступ представителей исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования, а также для приостановления подачи газа в случаях, предусмотренных Правилами № 410.
Аналогичное требование установлено п. 3.1.19 Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд (утв. Приказом Минстроя России от 05.12.2017 г. № 1614/пр), где указано, что на основании договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) ВКГО и договора о техническом диагностировании ВДГО и (или) ВКГО лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, оказывающим услуги и (или) выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, необходимо обеспечивать представителям специализированной организации доступ к ВДГО, а также содействовать обеспечению им доступа к ВКГО в целях:
- проведения работ по техническому обслуживанию, ремонту, установке, замене, техническому диагностированию ВДГО и (или) ВКГО;
- проведения профилактических и внеплановых работ, направленных на безопасное использование ВДГО и (или) ВКГО;
- приостановления, возобновления подачи газа в случаях, предусмотренных Правилами № 410, Правилами № 354, Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549).
Обратите внимание: в отношении ВДГО необходимо обеспечить доступ, а по ВКГО - содействовать обеспечению доступа. На практике содействие выражается в уведомлении потребителей о предстоящих работах.
Отметим также, что при непосредственном способе управления МКД взаимодействие с исполнителем по договору ТО и ремонта ВГДО обеспечивает уполномоченное лицо, выбранное решением общего собрания собственников помещений (подп. «г» п. 42 Правил № 410).
Порядок взаимодействия в части обеспечения доступа в помещения, где установлено газоиспользующее оборудование, при выполнении работ по договору ТО и ремонта ВДГО:
Конкретные дата и время выполнения указанных работ в конкретном МКД (помещении МКД) и домовладении планируются исполнителем путём составления соответствующих графиков (годовых, квартальных и месячных), информация о которых доводится до сведения заказчика через СМИ и сеть «Интернет», путем размещения объявлений на расположенных в местах общего доступа (в том числе в непосредственной близости от указанных МКД) информационных стендах, путем направления электронных или почтовых сообщений, а также иными доступными способами, позволяющими уведомить о времени и дате выполнения этих работ.
Если заказчиком, до которого довели вышеуказанными способами уведомление, отказано в допуске сотрудников исполнителя в жилые или нежилые помещения для выполнения работ (оказания услуг) по договору ТО и ремонта ВДГО, такой допуск осуществляется в следующем порядке (пункты 46-54 Правил № 410).
1. Исполнитель обязан уведомить способом, предусмотренным договором о ТО и ремонте ВДГО (если способ не указан в договоре, то средствами почтовой, телефонной связи или иным способом, позволяющим установить факт получения заказчиком уведомления), о дате, времени и перечне работ по ТО ВДГО не позднее чем за 20 дней до их проведения.
2. Исполнитель направляет заказчику способом, позволяющим определить дату получения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для заказчика дате (датах) и времени допуска сотрудников исполнителя для выполнения работ и разъяснением последствий бездействия заказчика или его отказа в допуске сотрудников исполнителя к ВДГО.
3. Заказчик обязан сообщить в течение 7 календарных дней со дня получения извещения, способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для заказчика дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней обеспечения допуска сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение для выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Если заказчик не может обеспечить допуск сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение в течение ближайших 10 дней, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения указанных работ.
4. Если заказчик не отреагировал на извещение, исполнитель направляет заказчику письменное извещение повторно, а заказчик обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию о дате и времени возможного допуска к выполнению работ по техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
5. Если дата и время согласованы, исполнитель выполняет работы.
6. Если заказчик не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 раза и более не допустил сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение в согласованные с заказчиком дату и время, сотрудники исполнителя составляют акт об отказе в допуске к ВДГО, расположенному в соответствующем помещении, и о невозможности проведения работ по ТО указанного оборудования в соответствии с договором. Этот акт подписывается сотрудниками исполнителя и заказчиком (его уполномоченным представителем), а в случае отказа заказчика (его уполномоченного представителя) от подписания акта - сотрудниками исполнителя и 2 незаинтересованными лицами.
В акте указываются дата и время прибытия сотрудников исполнителя для выполнения работ по ТО ВДГО, причины отказа заказчика в допуске сотрудников исполнителя (если заказчик сообщил о таких причинах) и иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) заказчика, препятствующих сотрудникам исполнителя в проведении работ. Один экземпляр акта сотрудники исполнителя передают заказчику (его уполномоченному представителю), а при отказе последнего от принятия акта делают в акте соответствующую отметку.
Копия акта направляется исполнителем в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление государственного жилищного надзора, или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - органы жилищного надзора (контроля). Для чего? Для привлечения к административной ответственности.
7. Исполнитель в течение 10 календарных дней после получения от заказчика, в отношении которого составлен акт об отказе в допуске к ВДГО, заявления о готовности допустить сотрудников исполнителя в помещение для выполнения работ по ТО ВДГО обязан провести указанные работы.
Кроме акта об отказе в допуске, составляемого далеко не всегда, к счастью, есть акт, составление которого обязательно. Это акт сдачи-приёмки выполненных работ (оказанных услуг).
Акт сдачи-приёмки выполненных работ (оказанных услуг) составляется в 2 экземплярах - по одному для заказчика и исполнителя.
Со стороны исполнителя акт сдачи-приёмки подписывает сотрудник, который непосредственно проводил работы.
Акт сдачи-приёмки имеет следующее содержание:
а) дата, время и место составления акта;
б) наименование исполнителя, выполнившего работы (оказавшего услуги) с указанием фамилии, инициалов и должности сотрудника (сотрудников) исполнителя, непосредственно выполнявшего работы (оказывавшего услуги);
в) наименование заказчика - юридического лица (Ф.И.О. заказчика - физического лица);
г) реквизиты (номер и дата заключения) договора о ТО и ремонте ВДГО, во исполнение которого осуществлялось выполнение работ (оказание услуг);
д) перечень выполненных работ (оказанных услуг);
е) дата и время выполнения работ (оказания услуг).
Если заказчик отказался от подписания акта, об этом делается отметка в акте с указанием причины отказа (если таковые были заявлены).
Заказчик вправе изложить в акте особое мнение, касающееся результатов выполнения работ, или приобщить к акту свои возражения в письменной форме, о чем делается запись в акте.
Один экземпляр акта остаётся у исполнителя, а второй экземпляр вручается заказчику (его представителю), а в случае его отказа принять акт - направляется по почте с уведомлением о вручении и описью вложения.
В данном разделе мы говорим не о договорной ответственности заказчика и подрядчика, а о том, какие последствия повлечёт нарушение сторонами договора установленных государством обязательных требований. Само собой, что любой «чих» управляющей организации это потенциальный штраф по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, но есть и иные статьи.
В отношении ТО и ремонта ВДГО у законодателя повышенный интерес к нарушениям, иначе не объяснить появление в декабре 2017 года статьи 9.23 КоАП РФ.
Приведём её текст полностью и кратко прокомментируем отдельные положения.
«Статья 9.23. Нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования
1. Нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо невыполнение работ (неоказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включенных в перечень, предусмотренный правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
2. Уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
3. Отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
4. Уклонение от замены оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в случаях, если такая замена является обязательной в соответствии с правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, либо уклонение от заключения договора о техническом диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
5. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 - 4 настоящей статьи, приведшие к аварии или возникновению непосредственной угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до четырехсот тысяч рублей.
6. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 4 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.»
Итак, по ч. 1 ст.9.23 КоАП РФ может привлекаться к ответственности исполнитель по договору ТО и ремонта ВДГО, поскольку именно он фактически выполняет работы и услуги по договору.
К сожалению, мы наблюдаем некрасивые истории по всей стране, когда «огромный монополист на букву Г» пытается выдавить с рынка конкурирующие организации. И чаще всего реализация этого происходит руками прокуратуры, которая отрабатывает каждое поступающее сообщение.
Как пример, могут быть обращения о том, что аварийная служба осуществила несколько выездов по заявке о запахе газа в подъезде. Прокуратурой этот факт расценивается как ненадлежащее качество выполнения работ исполнителем и начинается проверка... При этом между исполнителем и заказчиком вообще нет разногласий и акты приёмки подписаны без замечаний. Несмотря на это имеют место случаи выдачи представлений прокурора о принятии мер по.... и тут стараются замаскировать любыми другими словами требование о направлении претензии исполнителю и возврат уплаченных средств за якобы некачественные работы. Попутно появляется постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении заказчика. За что? Ненадлежащее осуществление контроля за исполнителем, что укладывается в ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ через Правила № 416...
По ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ могут быть привлечены как управляющая организация, так и специализированная организация, осуществляющая ТО и ремонт ВДГО.
Вообще следует помнить, что при получении отказа от заключения договора ТО и ремонта ВДГО по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения указанного договора по основаниям, не предусмотренным Правилами № 410, сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение этого договора является обязательным, к заключению договора.
Сами Правила № 410 установили закрытый перечень оснований для отказа одной из сторон от заключения договора ТО и ремонта ВДГО.
Собственник (пользователь) помещения в МКД, выступающий на стороне заказчика (обратите внимание - не указана управляющая организация), вправе отказаться от заключения договора в случае, если от имени собственника помещения в МКД договор о ТО и ремонте ВДГО уже заключён управляющей организацией (товариществом или кооперативом), действующей в качестве агента от имени и в интересах собственника помещения в МКД (подп. «а» п. 32 Правил № 410).
Специализированная организация вправе отказаться от заключения договора при отсутствии технологического присоединения (подключения) МКД газораспределительной сети (за исключением случаев, когда использование ВДГО осуществляется посредством потребления сжиженного углеводородного газа) (п. 35 Правил № 410).
По ч. 3 ст. 9.23 КоАП РФ привлечь к ответственности могут только лицо, являющееся заказчиком по договору ТО и ремонта ВГДО (ВКГО нас не интересует, но отметим, что управляющую организацию нельзя привлечь за необеспечение доступа в квартиры для ТО ВКГО, если она не выступает заказчиком по договору именно ТО ВКГО). Основанием для привлечения к ответственности будет составленный в установленном Правилами № 410 порядке акт об отказе в допуске к ВДГО.
Говоря об ответственности по ч. 4 ст. 9.23 КоАП РФ, следует признать, что не имеется массовой практики уклонения от замены оборудования, входящего в состав ВДГО, а вот по уклонению от заключения договора о техническом диагностировании ВДГО нужно отметить следующее.
Обязанность по надлежащему содержанию ВДГО, а, следовательно, и проведению работ по его техническому диагностированию, возникает у управляющей организации с момента принятия многоквартирного дома в управление.
Приказом Госстроя РФ от 03.05.2000 г. № 101 утверждено Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, согласно которому первичная диагностика внутреннего газопровода в соответствии с п. 3.8.5 Правил безопасности в газовом хозяйстве, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 30.11.98 г. № 71, производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
Соответственно, именно управляющая организация, обеспечивающая надлежащее содержание общего имущества МКД, включающего ВДГО, обязана инициировать при наступлении установленных сроков заключение таких договоров в интересах собственников жилых помещений МКД.
Таким образом, сам факт бездействия уже расценивается как уклонение. Любопытная деталь: есть практика прекращения производства ввиду малозначительности, если договор на диагностирование ВДГО хоть и поздно, но был заключён. Пример: дело № А07-19847/2018, где АС РБ прекратил производство ввиду малозначительности, а 18 ААС поддержал решение первой инстанции.
6. Бонус: Чьи подписи нужны и где
Данный раздел написан «по мотивам» судебных актов по делу А47-1008/2018.
К сожалению, многие жители фактически не различают понятия внутриквартирного и внутридомового газового оборудования (ВДГО и ВКГО), не понимают, какие именно работы относятся к техническому обслуживанию ВДГО, а какие к ВКГО.
Также учитывайте, что при выполнении ТО и ремонта ВДГО собственник помещения никаких актов подписывать не должен, поэтому у людей в памяти не остаётся ничего, хотя при выполнении работ по ТО ВДГО в целях проверки газового оборудования, являющегося ОИ МКД, но при этом расположенного в квартире, исполнителю необходимо зайти в каждую квартиру и провести техническое обслуживание газопровода, расположенного внутри квартиры, в том числе и участки газопровода, расположенные в футляре при пересечении ими строительных конструкций(стен), и отключающего устройства (кран на опуске).
Вот и получается, что при проверке органами ГЖН или прокуратуры на вопросы о том, кто и когда проводил и проводил ли ТО ВДГО, жители не могут ответить. Приходили ли к ним в квартиру - не помнят.
А вот сотрудников «национального достояния» помнят. Потому, что после их визита остаётся акт, а потом приходит и квитанция на оплату...
Нормативными актами не предусмотрено участие собственников в приёмке работ ТО ВДГО, но жизнь заставляет подстраховаться, если управляющая организация имеет договор с частной фирмой, для которой главный конкурент именно «национальное достояние». Нелишним будет ввести в практику участие членов Совета дома хотя бы в фиксации части работ, например, в отношении оборудования, размещённого в подъездах. Также некоторые подрядчики запасаются «реестрами обхода» дымоходов и вентиляционных каналов, где просят собственника квартиры расписаться, но не настаивают, если тот откажется.