2.5.8. Бонус: Снижение рисков аннулирования лицензии
1. Рекомендации для избежания риска аннулирования лицензии
Если от лицензиата «дома уходят сами» (меняют способ управления или заключают договор управления с иным лицензиатом), никакой угрозы аннулирования лицензии нет.
Основанием для принятия ЛК решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий по основаниям, указанным в частях 5 - 5.4 ст. 198 ЖК РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд.
Как видите, нужна совокупность трёх условий:
-
«виновные» основания исключения сведений об МКД из реестра;
-
площадь исключённых из реестра по «виновным» основаниям МКД должна быть 15 процентов и более от площади всех управляемых лицензиатом МКД;
-
исключение МКД из реестра по «виновным» основаниям должно произойти в течение одного календарного года до принятия решения ЛК.
1. Рекомендации для избежания риска аннулирования лицензии
Во-первых, если лицензиат уже начал терять МКД по «виновным» основаниям, следует найти способ «восполнить» потерю управляемых площадей принятием в управление близкого по площади МКД.
Как это реализовать? Не призывая к конкурентным войнам, отметим участие в открытом конкурсе. Да, сложно. Да, новостройки - не сахар. Но ведь открытый конкурс «играется» не только по новостройкам и не только в областном центре. Как вариант - заключить договор управления с «ленивым ТСЖ».
Во-вторых, мобилизовать юридический отдел своей фирмы и постараться «отбивать» протоколы по ч. 3 ст. 14.1.3, 19.4.1 и по ч. 24 (24.1) ст. 19.5 КоАП РФ. Если лицензиат не старается добиться победы в суде, потеряет лицензию. Туда ему и дорога...
А вот вступившее в законную силу решение суда о признании лицензиата банкротом отменить практически нереально, такова жизнь...
В-третьих, если прикинуть себе длительность каждого шага органа ГЖН, ЛК и судов в процессе аннулирования лицензии, то выходит, что лицензиат имеет фору отчетырёх до шести месяцев.
Откуда такая фора по времени? Смотрите сами:
-
Орган ГЖН направляет в ЛК информацию о рассмотрении вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии - это несколько дней;
-
ЛК принимает решение об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии - тут смотря как оперативно созовут заседание ЛК, положим неделю на это;
-
орган ГЖН в соответствии с решением ЛК обращается с таким заявлением в арбитражный суд - не менее недели пройдёт;
-
суд принимает решение об аннулировании лицензии - поскольку дело рассматривает арбитражный суд, это может занять не менее месяца, а то и полтора-два;
-
решение суда вступает в законную силу - тут гарантирован один месяц (срок подачи апелляционной жалобы) плюс ещё от одного до двух месяцев (пока дело экспедиция передаст в апелляционную инстанцию, а та назначит дату рассмотрения жалобы);
-
орган ГЖН вносит запись об аннулировании лицензии в реестр лицензий субъекта РФ, заодно ЕИО лицензиата попадает в РДЛ - тут сработают быстро, за несколько дней.
За то время, пока процесс аннулирования лицензии идёт, вполне возможно создать новую фирму, назначить ЕИО новое лицо, получить на фирму лицензию, провести общие собрания на домах.
Почему нужен новый ЕИО? Вспоминайте: если лицензия аннулирована, сведения об этом попадают в РДЛ и хранятся там три года (ч. 6 ст. 195 ЖК РФ). При получении лицензии новой фирмой орган ГЖН проверяет РДЛ, поэтому в новой фирме должен быть «чистый» директор.