16.2.4. Кто несет расходы на установку, обслуживание, ремонт АСКУЭ?
1. Собственники помещений в МКД принимают решение об установке АСКУЭ
2. АСКУЭ устанавливается в рамках проведения капитального ремонта
Действующим законодательством в настоящее время не установлено обязательное требование об установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и услуг.
В связи с этим, решение о приобретении и установке указанных систем в многоквартирном доме может быть принято следующими лицами:
-
собственниками помещений в многоквартирном доме;
-
ресурсоснабжающей организацией.
Далее рассмотрим, в каких случаях и на каком основании перечисленные выше лица обязаны нести расходы на установку и эксплуатацию АСКУЭ.
1. Собственники помещений в МКД принимают решение об установке АСКУЭ
Соответствующее решение может быть принято собственниками помещений как самостоятельное решение (если общедомовый прибор учета, которым оборудован МКД, и (или) индивидуальные приборы учета позволяют установить и использовать автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг) или в рамках принятия ими решения об установке общедомового прибора учета, оборудованного АСКУЭ.
В том случае, когда АСКУЭ устанавливается по решению собственников помещений в многоквартирном доме и за их счет, такая система включается в состав общего имущества собственников помещений в МКД, что прямо предусмотрено пп. е(1) п. 2 Правил №491.
Частью 1 ст. 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме в случае управления этим домом управляющей организацией.
При этом расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем надлежащее содержание общего имущества в МКД в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Это указано в п. 28, 29 Правил №491.
Следовательно, в том случае, когда АСКУЭ устанавливается по решению собственников помещений и за их счет, расходы на дальнейшее содержание, ремонт, эксплуатацию такой системы несут собственники помещений в многоквартирном доме.
2. АСКУЭ устанавливается в рамках проведения капитального ремонта
При проведении капитального ремонта установка АСКУЭ может быть предусмотрена как региональной программой капитального ремонта, так и решением собственников помещений об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный.
В ч. 1 ст. 166 ЖК РФ приведен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом в ч. 2 этой статьи указано, что нормативным правовым актом субъекта РФ такой перечень может быть дополнен услугами и (или) работами по установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг.
Согласно ч. 4.1. ст. 170 ЖК РФ, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса, установленного НПА субъекта РФ, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки его проведения определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта.
Следовательно, если нормативным правовым актом субъекта в перечень работ по капитальному ремонту, финансируемых за счет минимального взноса на капитальный ремонт, включены работы по установке АСКУЭ, такая автоматизированная информационно-измерительная система учета потребления коммунальных ресурсов и услуг устанавливается за счет собственников помещений (за счет взноса на капитальный ремонт) и становится общим имуществом собственников помещений в МКД, расходы на дальнейшее надлежащее содержание которой собственники помещений несут путем внесения платы за содержание жилого помещения (ст. 154, 158 ЖК РФ, п. 28, 29 Правил №491).
В том случае, если субъект РФ не включил в содержащийся в региональной программе перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах работы по установке АСКУЭ, такие работы могут быть проведены по решению собственников помещений в случае принятия ими решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт. В этом случае часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в т.ч. на установку АСКУЭ. Это следует из ч. 3 ст. 166 ЖК РФ. Установленная в результате принятия такого решения за счет собственников помещений (за счет вноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный) автоматизированная информационно-измерительная система учета потребления коммунальных ресурсов и услуг также становится общим имуществом собственников помещений в МКД и должна содержаться надлежащим образом за счет платы за содержание жилого помещения.
В соответствии со ст. 13 Закона №261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Если собственники помещений в многоквартирных домах своевременно (в сроки, установленные в ст. 13 Закона №261-ФЗ) не исполнили обязанности по оборудованию многоквартирного дома общедомовым прибором учета, действия по оснащению таких домов приборами учета в соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона №261-ФЗ должны совершить ресурсоснабжающие организации.
Как было отмечено выше, действующим законодательством, в частности ст. 13 Закона №261-ФЗ, в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета (ОДПУ) не предусмотрены требования об обязательной установке именно систем автоматизированного коммерческого учета энергоресурсов. (см. Определение Верховного Суда РФ от 05.03.2019 N 310-ЭС19-600 по делу N А48-8777/2017).
Следовательно, за ресурсоснабжающей организацией Законом №261-ФЗ закреплена обязанность оборудовать многоквартирный дом ОДПУ, но не закреплена обязанность установить АСКУЭ.
Это важно, поскольку частью 12 ст. 13 Закона №261-ФЗ предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, не обеспечивших оснащение до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, оплачивать равными долями в течение пяти лет с даты установки РСО общедомовых приборов учета расходы на их установку (т.е. расходы на установку ОДПУ).
На наличие разницы в понятиях «расходы на установку приборов учета и расходы на подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета» было обращено внимание и в Определении ВАС РФ от 19.05.2014 N ВАС-3060/14 по делу N А41-57369/12.
Соответственно, расходы на установку АСКУЭ, если такой системой оборудован ОДПУ, установленный ресурсоснабжающей организацией, собственники помещений в многоквартирном доме оплачивать не должны.
Об этом прямо говорится в пп. ж) п. 18 Правил №124: «…расходы на подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета не должны возлагаться на потребителей и ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя компенсации расходов на осуществление таких действий, за исключением случая, когда собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о включении указанных расходов в плату за содержание и ремонт жилого помещения».
Кроме того, отсутствие у собственников помещений обязанности возмещать РСО расходы на установку (подключение) АСКУЭ подтверждается судебной практикой.
Так, например, в Определении Верховного Суда РФ от 30.10.2017 N 303-КГ17-15203 по делу N А04-9939/2016 поддержана позиция судов трех инстанций о законности предупреждения антимонопольного органа, содержащего вывод о наличии в действиях общества, занимающего доминирующее положение на товарных рынках по предоставлению услуг центрального отопления, горячего водоснабжения населению, распределению электроэнергии и воды, удалению и обработке сточных вод в территориальных границах города, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в возложении, в нарушение пп. ж) п. 18 Правил №124 на потребителей расходов на подключение общедомовых приборов учета воды к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и дистанционной передачи показаний приборов учета.
Учитывая, что в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме входит АСКУЭ, в случаях, если она установлена за счет собственников помещений в многоквартирном доме, и в этом случае собственники помещений несут расходы на ее надлежащее содержание, можно сделать вывод о том, что АСКУЭ, установленная РСО (в отсутствие принятых собственниками помещений решений о включении расходов на установку АСКУЭ в плату за содержание и ремонт жилого помещения) должна содержаться (эксплуатироваться) за счет РСО.