2.6.9 Договоры со специализированными организациями. Договор АДС
Организация работы аварийно-диспетчерской службы (АДС) является основным звеном в деятельности управляющей организации. Задача АДС - своевременное устранение аварий и неисправностей в МКД. С 1 марта 2019 г. нарушение требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания стало грубым нарушением лицензионных требований.
ГОСТ Р 56037-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания. Общие требования» содержит определения «аварийно-диспетчерская служба» и «диспетчер».
Аварийно-диспетчерская служба - служба, в которой объединены функции аварийно-ремонтной и диспетчерской служб.
Диспетчер (оператор) - должностное лицо диспетчерской службы, принимающее, перерабатывающее, анализирующее и фиксирующее поступающую информацию, заявки и обращения об аварийных ситуациях и неисправностях, обеспечивающее и отвечающее за координацию действий аварийно-ремонтных служб при ликвидации аварийных ситуаций и неисправностей.
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р 56037-2014 специалисты аварийно-ремонтных служб должны быть обеспечены оперативным доступом в технические помещения МКД, к внутридомовым системам инженерно-технического обеспечения и оборудованию, которое передано исполнителю для предоставления услуг диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания, предоставив комплекты ключей от всех рабочих, подвальных и чердачных помещений многоквартирных домов (при наличии таковых).
Управляющая организация обязана организовать деятельность АДС, то есть либо организовать её собственными силами, либо нанять для этого подрядчика (п. 9 Правил 416).
Особо оговаривается в Правилах 416, что при непосредственном управлении МКД положения об осуществлении деятельности АДС подлежат включению в договоры, заключаемые с лицами, выполняющими работы по содержанию и ремонту ОИ в МКД осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), или заключается договор об осуществлении деятельности АДС с организацией, осуществляющей такую деятельность. То есть при «непосреде» либо одна отдельная организация выполняет функции АДС, либо подрядчик/РСО включает в свой договор соответствующие положения.
Если управляющая организация самостоятельно организует работу АДС, то она руководствуется положениями Раздела IV. «Осуществление аварийно-диспетчерского обслуживания» Правил 416.
Если же привлекается подрядная организация, то практически целиком указанный раздел можно вписать в существенные условия (требования), которые подрядчик обязан соблюдать.
1. Круглосуточная работа АДС.
2. Ежедневный (текущий) контроль за работой внутридомовых инженерных систем МКД, контроль качества коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
3. Круглосуточная регистрация в журнале заявок собственников и пользователей помещений МКД по вопросам, связанным с предоставлением коммунальных услуг, содержанием ОИ в МКД, оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту ОИ в МКД, а также об устранении неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем.
4. Приём заявок при непосредственном обращении в АДС, в том числе посредством телефонной связи, а также с помощью прямой связи по переговорным устройствам, устанавливаемым в подъездах МКД и кабинах лифтов, или других возможных средств связи.
5. Ответ на телефонный звонок собственника или пользователя помещения в МКД в АДС диспетчер должен обеспечить в течение не более 5 минут, а в случае необеспечения ответа в указанный срок – перезвонить ему в течение 10 минут после поступления его телефонного звонка в АДС. Если собственник оставил голосовое сообщение и (или) электронное сообщение, оно должно быть рассмотрено диспетчером в течение 10 минут после поступления.
6. Регистрация заявок осуществляется в журнале учета заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах или в автоматизированной системе учета таких заявок (при ее наличии) и с использованием в соответствии с законодательством РФ записи телефонного разговора.
7. При поступлении заявки диспетчер АДС выясняет причины, характер обращения и принимает оперативные решения о взаимодействии с иными аварийно-ремонтными службами. Сведения о принятом решении фиксируются в журнале учета заявок или в ГИС ЖКХ в случае ведения журнала учета заявок в данной системе.
8. При регистрации заявки диспетчер АДС сообщает обратившемуся с заявкой, ее регистрационный номер и сведения о регламентных сроках и мероприятиях по исполнению заявки.
9. При регистрации заявки либо в течение 30 минут с момента ее регистрации диспетчер АДС должен проинформировать собственника о планируемых сроках исполнения заявки.
10. Если исполнение заявки требует доступа сотрудника АДС в помещение в МКД, АДС информирует собственника или пользователя такого помещения о планируемой дате и времени начала исполнения заявки, причинах необходимости предоставления доступа в помещение, а также о Ф.И.О. сотрудника (сотрудников) АДС, который будет осуществлять исполнение заявки.
11. Сотрудники АДС обеспечивают исполнение поступивших заявок в сроки:
- локализацию аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения не более чем в течение получаса с момента регистрации заявки;
- ликвидацию засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения в течение двух часов с момента регистрации заявки;
- ликвидацию засоров мусоропроводов внутри многоквартирных домов в течение 2 часов с момента регистрации заявки, но не ранее 8 часов и не позднее 23 часов при круглосуточном приеме заявок;
- подачу коммунальных услуг при аварийных повреждениях внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок, не нарушающий установленную жилищным законодательством РФ продолжительность перерывов в предоставлении коммунальных услуг;
- устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок не более 3 суток с даты аварийного повреждения.
12. При поступлении сигналов об аварии или повреждении внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения, информационно-телекоммуникационных сетей, систем газоснабжения и ВДГО, входящих в состав ОИ в МКД, АДС сообщает об этом в аварийные службы соответствующих РСО и устраняет такие аварии и повреждения самостоятельно либо с привлечением указанных служб, а в случаях, когда законодательством РФ предусмотрены специальные требования к осуществлению РСО деятельности по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, АДС сообщает об этом в аварийные службы соответствующих РСО и контролирует устранение ими таких аварий и повреждений.
13. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы, обеспечивающий исполнение заявки обязан иметь при себе служебное удостоверение, опознавательный знак (бейдж, нашивка на одежду и др.) с указанием названия организации, Ф.И.О. и профессиональной специализации, а также одноразовые бахилы (одевать их не обязан, требования такого нет ;).
14. Сотрудник АДС, обеспечивающий исполнение заявки контролирует срок ее исполнения, подписывает с заявителем акт выполненных работ и производит их фотофиксацию. Результаты контроля вносит в журнал учета заявок.
15. АДС осуществляет оперативный контроль сроков, качества исполнения поступивших заявок с использованием оперативных и периодических опросов собственников и пользователей помещений в МКД на предмет качества исполнения поступивших заявок.
16. Все сведения, полученные в результате непрерывного контроля за работой инженерного оборудования МКД, отражаются АДС в соответствующих журналах, которые ведутся, в том числе в форме электронных документов.
17. АДС с помощью системы диспетчеризации обеспечивает:
- контроль загазованности технических подполий и коллекторов;
- громкоговорящую (двустороннюю) связь с пассажирами лифтов.
В данном разделе мы говорим не о договорной ответственности заказчика и подрядчика, а о том, какие последствия повлечёт нарушение установленных государством обязательных требований. Само собой, что любой «чих» управляющей организации это потенциальный штраф по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, но в случае с АДС всё немного сложнее: отвечать придётся по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Если подрядчик будет ненадлежащим образом исполнять обязанности, то привлекать к административной ответственности будут не его, а управляющую организацию. Впоследствии, конечно, можно требовать от подрядчика возмещения размера штрафа, если повезёт.
Для управляющих организаций неисполнение п. 13 Правил № 416, является грубым нарушением лицензионных требований: в соответствии с пп. «з» п. 4.1 Положения о лицензировании № 1110, к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушение лицензионного требования предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 настоящего Положения, в части нарушения лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных пунктом 13 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» .
Пунктом 4.2 Положения о лицензировании № 1110 грубое нарушение лицензионного требования в части нарушения лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных пунктом 13 Правил № 416, отнесено к тем видам грубых нарушений лицензионных требований, при повторном совершении которых лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания сведения о многоквартирных домах, в отношении которых такие грубые нарушения лицензионных требований совершены, подлежат исключению из реестра лицензий субъекта РФ.
Неоднозначна ситуация со ст. 7.23.3 КоАП РФ, ибо она предусматривает ответственность за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, под которыми все суды и органы ГЖН понимают именно Правила № 416.
А Правила № 416 распространяются в том числе и на ТСЖ, которые не осуществляют деятельность по управлению МКД на основании договоров управления. В том числе обязательны и положения, касающиеся работы АДС.
Возникла забавная ситуация: к ТСЖ нельзя применять ни ст. 7.23.3 КоАП РФ, ни Положение № 1110 вкупе со ст. 14.1.3 КоАП РФ, даже если АДС вовсе отсутствует.