18.1.6.Обязана ли управляющая организация осуществлять производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и разрабатывать программу производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды (далее также ППКК)?
2. Имеется ли положительная судебная практика для управляющих организаций?
3. Имеется ли отрицательная судебная практика для управляющих организаций?
1. Имеются ли правовые основания признать управляющую организацию лицом, обязанным иметь производственную программу контроля качества воды и осуществлять производственный контроль ее качества?
Если обратиться к положениям ст. 25 Закона №416-ФЗ, которые регулируют отношения, связанные с осуществлением производственного контроля качества питьевой, горячей воды, то можно сделать вывод, что обязанность осуществлять такой контроль возложена на организацию, осуществляющую соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Об этом прямо сказано в ч. 2 ст. 25 Закона №416-ФЗ.
Под организацией, осуществляющей холодное, горячее водоснабжение и (или) водоотведение, согласно п. 15, 16 ст. 2 Закона №416-ФЗ, понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Пп. в) п. 10 Типового договора холодного водоснабжения предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществлять производственный контроль качества холодной (питьевой) воды.
При этом в пп. а) и д) п. 13 этого Типового договора к правам абонента отнесены права:
-
получать от организации водопроводно-канализационного хозяйства информацию о результатах производственного контроля качества холодной (питьевой) воды, осуществляемого организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»,
-
осуществлять в целях контроля качества холодной воды отбор проб холодной воды, в том числе параллельных проб, принимать участие в отборе проб холодной воды, осуществляемом организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Пп. д) п. 13 Типового договора горячего водоснабжения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 643, установлено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана проводить производственный контроль качества горячей воды, в том числе температуры подачи горячей воды.
В пп. п. б) п.16 этого Типового договора указано, что абонент имеет право получать информацию о качестве горячей воды.
Под абонентом в п. 1 ст. 2 Закона №416-ФЗ понимается физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Управляющая организация в силу норм жилищного законодательства (ч. 12 ст. 161 ЖК РФ) является лицом, обязанным заключить договор ресурсоснабжения с РСО.
Следовательно,управляющая организация в рамках понятий, применяемых в Законе №416-ФЗ,является абонентом, а ресурсоснабжающая организация –организацией, осуществляющей холодное водоснабжение или горячее водоснабжение.
Т.е. из положений Закона №416-ФЗ в совокупности с положениями жилищного законодательства, на наш взгляд, явно следует, что управляющая организация, обязанная надлежаще содержать внутридомовые инженерные системы электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, не является и не может признаваться организацией, осуществляющей холодное водоснабжение или горячее водоснабжение и эксплуатирующей централизованные системы холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем. В связи с этим, по нашему мнению, управляющая организация, не являясь лицом, эксплуатирующим централизованные систему ГВС и ХВС, не должна признаваться лицом, обязанным иметь производственную программу контроля качества воды и осуществлять производственный контроль ее качества.
Имеются примеры судебной практики, признающей незаконными предписания надзорных органов, вменяющих в обязанность управляющих организаций разработку производственной программы контроля качества воды и осуществление производственного контроля ее качества.
2. Имеется ли положительная судебная практика для управляющих организаций?
Да, имеется.
Так, Арбитражный суд Уральского округа, поддержал суды первой и апелляционной инстанций, которые признали недействительным предписание органа Роспотребнадзора и опровергли законность возложения на управляющую организацию обязанности по разработке и согласованию с органами Роспотребнадзора программы производственного контроля качества питьевой воды, организации и обеспечению производственного контроля качества воды, предусмотренных санитарными правилами лишь для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы холодного и горячего водоснабжения. См. Постановления Арбитражного суда Уральского округа от 19.09.2019 N Ф09-6243/19 по делу N А60-65994/2018, от 28 января 2020 г. по делу № А60-12882/2019.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд поддерживает мнение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области об отсутствии у управляющей организации обязанности разработать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды на границе эксплуатационной ответственности дома и в Постановлении от 21 октября 2019 года по делу №А56-149443/2018 указывает следующее:
«… исходя из положений Закона № 416-ФЗ, Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 №10, СанПиН 2.1.4.1074-01 и СанПиН 2.1.4.2496-09 суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что требования к осуществлению производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды установлены в отношении организаций, осуществляющих эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения или горячего водоснабжения.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) разграничивают понятия «централизованные сети инженерно-технического обеспечения» и «внутридомовые инженерные сети».
Согласно пункту 2 Правил № 354 "централизованные сети инженерно-технического обеспечения" - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем);
"внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы.
Управляющая организация в рамках полномочий, определенных статьями 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и договора управления, осуществляет эксплуатацию общего имущества многоквартирного дома, к которому относятся только внутридомовые инженерные системы.
Таким образом, управляющая организация не осуществляет эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения или горячего водоснабжения и не является организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, по смыслу Закона № 416-ФЗ. Следовательно, на управляющую организацию не может быть возложена обязанность по осуществлению производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».
Приведенные извлечения из судебного постановления могут быть использованы для обоснования позиции управляющей организации об отсутствии у нее обязанности разрабатывать программу производственного контроля качества воды, осуществляемого на вводе в дом. Однако, следует учитывать, что конкретно в этой рассматриваемой ситуации управляющая организация не являлась абонентом водоснабжающей организации и не являлась исполнителем коммунальных услуг (соответствующий договор водоснабжения был заключен между водоснабжающей организацией и ТСЖ).
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, рассмотрев дело №А75-1926/2016, принял решение от 30 мая 2016г. о признании недействительным предписания территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, поскольку оно выдано при отсутствии доказательств противоправного поведения управляющей организации и в отсутствие у нее обязанности разработать и утвердить программу производственного контроля качества воды. Выданное управляющей организации предписание нарушает ее права и законные интересы, поскольку возлагает на нее обязанности, не предусмотренные законодательством.
При этом судом отмечено следующее: «По условиям договора № 7144 от 01.01.2015, заключенного между ОАО «Юганскводоканал» и Обществом (т.1, л.д. 24-41), именно Общество является абонентом, то есть лицом, в силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанным заключать договор ресурсоснабжения, а ОАО «Юганскводоканал» является лицом, осуществляющим эксплуатацию централизованной системы холодного водоснабжения в г. Нефтеюганске. Вышеизложенное исключает обязанность Общества разработать и утвердить в установленном порядке программу производственного контроля качества воды, поскольку в данных правоотношениях Общество не является организацией, эксплуатирующей (использующей) централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, а является ее абонентом».
Восьмым арбитражным апелляционным судом поддержан вывод суда первой инстанции (см. Постановление 8 ААС от 12 августа 2016 года по делу № А75-1926/2016).
3. Имеется ли отрицательная судебная практика для управляющих организаций?
Следует признать, что имеется и судебная практика,согласно которой именно управляющие организации признаются лицами, обязанными осуществлять производственный контроль качества питьевой, горячей воды и разрабатывать программу производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды (далее также ППКК).
Позиция суда об обязанности управляющих организаций (и даже ТСЖ) осуществлять производственный контроль качества холодной и горячей воды приведена в следующих судебных актах:
-
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.10.2017 N Ф02-3898/2017 по делу N А78-16799/2016,
-
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.03.2017 N Ф05-2227/2017 по делу N А40-89601/2016,
-
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.10.2017 N Ф10-3549/2017 по делу N А09-324/2017,
-
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018 N 09АП-16455/2017 по делу N А40-249574/16,
-
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.10.2016 N Ф05-15427/2016 по делу N А40-22624/2016,
-
Решение Московского городского суда от 12.11.2018 по делу N 7-12905/2018,
-
Постановление Верховного Суда РФ от 06.04.2015 N 307-АД14-5816 по делу N А13-2182/2014.
По мнению этих судов, управляющие организации, эксплуатирующие внутридомовые сети водоснабжения, являющиеся (опять же, по мнению судов) частью централизованной системы холодного/горячего водоснабжения, и осуществляющие по ним транспортировку воды до потребителей, правомерно признаются органами Роспотребнадзора организациями, эксплуатирующими систему водоснабжения и обязанными осуществлять производственный контроль качества воды и соответственно обязанными разработать соответствующую производственную программу.
При этом доводы управляющих организаций о том, что они «принимают воду как коммунальный ресурс от ресурсоснабжающих организаций и при этом осуществляют содержание и эксплуатацию только внутридомовых инженерных систем как общего имущества собственников помещений», признаются несостоятельными и отклоняются судом.
Следует обратить внимание и на недавнее Определение Верховного Суда РФ от 7 ноября 2019 г. N 302-ЭС19-21525, в котором указано, что поскольку обществом (управляющей организацией) «не разработана и не представлена на согласование в Управление Роспотребнадзора программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды; в периоды с ноября по декабрь 2017 года и с января по ноябрь 2018 года не осуществлялся производственный контроль за качеством питьевой воды из внутридомовых распределительных систем питьевого водоснабжения МКД, находящегося на обслуживании общества» суды сделали правильный вывод о том, что такое «общество как управляющая организация ненадлежаще исполняла возложенные на нее обязанности по обеспечению контроля качества предоставляемых коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению: качество питьевой воды централизованного водоснабжения, отобранной в подвальном помещении (перед водоподогревателем), и горячей воды централизованного водоснабжения, отобранной из распределительной сети, квартира N 212 МКД, не соответствуют органолептическим требованиям (по мутности), установленным пунктом 3.1.9 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, пунктом 3.5 таблицы 4 СанПиН 2.1.4.1074-01», а также вывод о действительности и законности предписания органа Роспотребнадзора о необходимости разработки производственной программы контроля качества воды и проведения соответствующего производственного контроля.
С учетом того, что по мнению названных судов и территориальных органов Роспотребнадзора управляющая организация должна осуществлять производственный контроль качества воды и разрабатывать ППКК, рассмотрим требования, установленные к осуществлению такого производственного контроля и к разработке программы производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды.