16.2.5. Поверка ОДПУ
1. Что понимается под поверкой ОДПУ?
2. В какой срок должна проводиться поверка ОДПУ, кем устанавливается указанный срок?
3. Какие виды поверок ОДПУ установлены действующим законодательством?
4. Кто вправе проводить поверку ОДПУ?
5. Какими нормативными актами установлена обязательность поверки ОДПУ?
6. Кто и за чей счет обязан обеспечивать поверку ОДПУ?
1. Что понимается под поверкой ОДПУ?
Под поверкой общедомового прибора учета понимается в соответствии с п. 17) ст. 2 Закона о единстве средств измерений (далее также Закон №102-ФЗ) понимается совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия прибора учета метрологическим требованиям.
Т.е. поверка ОДПУ представляет собой внешний осмотр и серию (набор) испытаний, проводимых для оценки соответствия фактических рабочих характеристик прибора учета установленным рабочим характеристикам и оценки соответствия его метрологических характеристик значениям максимально допускаемых погрешностей.
Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке установлен Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 N 1815
Состав операций, проводимых в рамках поверки ОДПУ, зависит от вида коммунального ресурса, объем подачи которого в многоквартирный дом измеряет прибор учета.
Например, к операциям, выполняемым в ходе проведения поверки общедомового прибора учета холодной и горячей воды, согласно ГОСТ 8.156-83 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Счетчики холодной воды. Методы и средства поверки, ГОСТ Р 8.931-2016 "Государственная система обеспечения единства измерений. Счетчики холодной и горячей воды. Определение интервала между поверками, относятся:
-
внешний осмотр,
-
проверка герметичности,
-
определение относительной погрешности.
В отношении приборов учета электрической энергии ГОСТ 8.584-2004. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Счетчики статические активной электрической энергии переменного тока. Методика поверки.называет такие операции, осуществляемые при проведении поверки:
-
внешний осмотр,
-
проверка электрической прочности изоляции,
-
опробование и проверка правильности работы счетного механизма и испытательных выходов,
-
проверка порога чувствительности,
-
проверка отсутствия самохода,
-
определение метрологических характеристик однофазных счетчиков и трехфазных счетчиков в режиме симметричной нагрузки.
2. В какой срок должна проводиться поверка ОДПУ, кем устанавливается указанный срок?
Сроки проведения поверок (интервал между поверками ОДПУ - межповерочный интервал), а также методика поверки каждого типа прибора учета (также как и в отношении индивидуальных приборов учета) устанавливаются при утверждении типа средства измерения в соответствии с п.1 ст. 12 Закона № 102-ФЗ. Подробнее информацию об этом можно посмотреть здесь.
3. Какие виды поверок ОДПУ установлены действующим законодательством?
В отношении общедомовых приборов учета проводятся следующие виды поверок:
-
первичная,
-
очередная,
-
внеочередная,
-
контрольная (инспекционная).
Подробнее информацию о том, в каких случаях проводится каждая из названных поверок, можно посмотреть здесь.
4. Кто вправе проводить поверку ОДПУ?
Как и в случае с индивидуальными приборами учета, поверку общедомомвых приборов учета осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. Это сказано в ч. 2 ст. 13 Закона №102-ФЗ.
Подробнее о лицах, имеющих право проводить поверку приборов учета, можно почитать здесь.
5. Какими нормативными актами установлена обязательность поверки ОДПУ?
К документам, предусматривающим обязательность проведения поверки приборов учета и правомерность применения в расчетах приборов учета, прошедших поверку, относятся следующие:
- Закон о единстве измерений, в ч. 1 ст. 9 которого указано, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями Закона №102-ФЗ.
В ст. 13 Закона №102-ФЗ содержится положение о том, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
- Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776, в п. 9 которых указано, что используемые приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.
По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.
Приведенные положения Правил распространяются также на приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, используемые для определения количества холодной и горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, подаваемой в помещения многоквартирных домов и жилые дома.
- Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, в п. 14 которых содержится норма, аналогичная приведенной из п.9 Правил №776, о том, что«Используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.
По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета».
- Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, в п. 137 которых указано, что приборы учета, показания которых используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
Пунктом 145 Основных положений на собственников приборов учета возлагается обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, под которой понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
В п. 155 названных Основных положений также указано, что собственник прибора учета, обязан обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы - то также и периодических поверок таких измерительных трансформаторов.
Периодическая поверка прибора учета, измерительных трансформаторов должна проводиться по истечении межповерочного интервала, установленного для данного типа прибора учета, измерительного трансформатора в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
- Правила №354, в пп. г) п. 34 которых предусмотрена обязанность потребителей в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые) приборы учета утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
- обязанность потребителя обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых) приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки,
- обязанность потребителя направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
Исключением, при котором указанные обязанности потребителя, связанные с проведением поверки прибора учета перекладываются на иное лицо (например, управляющую организацию, является случай, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг (например, в договоре управления многоквартирным домом), предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, в т.ч. обеспечивать проведение их поверки.
- Правила №491, в пп. к) п. 11 которых указано, что содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
6. Кто и за чей счет обязан обеспечивать поверку ОДПУ?
В зависимости от того, в чьей собственности находится общедомовый прибор учета и какой способ управления реализуется в многоквартирном доме, определяется лицо, обязанное обеспечивать поверку ОДПУ, и порядок несения расходов на ее проведение.
- В том случае, когда общедомовый прибор учета входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома (п.5, п.6, п.7 Правил №491), бремя его содержания, в т.ч. его надлежащей эксплуатации, в которую входит проведение своевременной поверки, несут собственники помещений в многоквартирном доме, что следует из:
пп. к) п. 11 Правил №491, которым предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя обеспечение надлежащей эксплуатации ОДПУ, включая их осмотры, техническое обслуживание, поверку и т.д.).
пп. д) п. 34 Правил №354, которым установлена обязанность потребителя обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых) приборов учета.
п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, которым в состав общих работ, выполняемых для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, включено техническое обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета.
В п. 16 Правил №491 установлено, что обеспечение надлежащего содержания общего имущества зависит от способа управления многоквартирным домом.
В случае, когда домом управляет управляющая организация, именно она в соответствии с ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества (Правил №491) в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг.
Согласно ч. 7 ст. 155 и ст. 154 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение, которая включает в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, вносят этой управляющей организации.
Из совокупности приведенных норм действующего законодательства следует, что надлежащая эксплуатация (техническое обслуживание, включающее проведение поверки) общедомового прибора учета, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, является обязанностью управляющей организации, которую она исполняет в рамках оказания услуг/выполнения работ по содержанию общего имущества за счет платы за содержание жилого помещения.
- В том случае, когда общедомовый прибор учета установлен ресурсоснабжающей организацией в соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона №261-ФЗ при неисполнении собственниками помещений своевременно обязанности по оборудованию многоквартирного дома ОДПУ, на практике возникает вопрос о том, в какой момент право собственности на установленный РСО прибор учета переходит к собственникам помещений в МКД с учетом того, что оплата расходов РСО на его установку осуществляется в рассрочку.
По нашему мнению, общедомовый прибор учета, установленный ресурсоснабжающей организацией в силу прямого указания нормы ч. 12 ст. 13 Закона №261-ФЗ «вместо» собственников помещений, включается в состав общего имущества собственников помещений без принятия с их стороны решения о его установке или об увеличении состава общего имущества, не с того момента, когда собственниками помещений будут произведены в полном объеме все платежи с учетом периода рассрочки за установленный ОДПУ, а с момента установки и проведения допуска к эксплуатации такого прибора учета и передачи (направления) документов на установленный общедомовый прибор учета управляющей организации.
В связи с тем, что ОДПУ переходит в общедолевую собственность собственников помещений в МКД сразу после его установки, а не по окончанию периода рассрочки оплаты расходов РСО на его установку, расходы на его содержание, в т.ч. на проведение поверки, несут собственники помещений в составе платы за содержание жилого помещения, что следует из норм ч. 1 ст. 39 ЖК РФ и пп. к) п. 11 Правил №491.
- В том случае, когда общедомовый прибор учета не входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, т.е. когда управляющая организация установила его самостоятельно за счет собственных средств без решения собственников помещений, чтобы избежать оплаты коммунальных ресурсов с применением повышающего коэффициента, то являясь собственником такого ОДПУ, управляющая организация должна нести бремя его содержания и надлежащей эксплуатации, в т.ч. должна исполнять за свой счет обязанность по проведению поверки общедомового прибора учета.
Согласно п. 13 Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденного Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 N 1815, результаты поверки действительны в течение межповерочного интервала.
Не проведение поверки в срок, установленный Росстандартом при утверждении типа прибора учета (истечение межповерочного интервала поверки ОДПУ) является основанием для того, чтобы считать общедомовый прибор учета вышедшим из строя (неисправным) (пп. ж) п. 49 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, п. 3, п. 14, пп. е) п. 75 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя).
Последствием признания вышедшим из строя (неисправным) ОДПУ вследствие истечения межповерочного интервала является невозможность использования его показаний для расчетов как между управляющей организацией и РСО, так и между управляющей организацией и потребителями.
Пп. в(2) п. 21 Правил №124 предусмотрено, что в случае выхода из строя общедомового прибора учета объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, рассчитывается в течение 3 месяцев исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса (если прибор учета проработал более 3 месяцев, а для отопления - более 3 месяцев отопительного периода).
Если же ОДПУ отработал менее 3 месяцев, то объем коммунального ресурса, за исключением тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, в течение 3 месяцев с момента истечения межповерочного интервала ОДПУ определяется по формуле, содержащейся в пп. в) п. 21 Правил №124, т.е. как сумма объемов коммунального ресурса, потребленного в жилых и нежилых помещениях в МКД, а также объемов коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
По истечении 3 месяцев после выхода из строя общедомового прибора учета объем коммунального ресурса определяется также по формуле, приведенной в пп. в) п. 21 Правил №124. При этом стоимость поставленного в многоквартирный дом коммунального ресурса в этом случае рассчитывается с использованием нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента 1,5.
Что касается стоимости поставленной в многоквартирный дом тепловой энергии, то она по истечении 3 месяцев после истечения межповерочного интервала ОДПУ тепловой энергии рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1.
Кроме того, необходимо учитывать, что в состав лицензионных требований в соответствии с пп. а) п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, входит соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3. ст. 161 ЖК РФ, об ответственности управляющей организации перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Поскольку надлежащая эксплуатация общедомового прибора учета, входящего в состав общего имущества, в т.ч. его своевременная поверка, входит в состав работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД, нарушение требований к надлежащему содержанию общего имущества, в т.ч. к своевременному проведению поверки ОДПУ может быть признано нарушением управляющей организацией лицензионных требований, административная ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.1.3. КоАП РФ.