2.6.6 Договоры со специализированными организациями. ТО лифтов и подъёмников
3. Существенные условия договора
Пункт 1 Правил содержания лифтов (утв. постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 г. № 743) вводит общее понятие «объекты», под которыми подразумеваются: лифты, подъемные платформы для инвалидов, пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки) и эскалаторы, за исключением эскалаторов в метрополитенах.
Пункт 3 раскрывает понятие «владелец объекта»:
- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом на праве собственности либо ином законном основании и осуществляющие использование и содержание объекта (нас не интересует);
- в отношении объектов в МКД - лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом в соответствии с ЖК РФ;
- в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственники помещений в таком доме и в случаях, если способ управления многоквартирным домом не выбран или не реализован, - специализированная организация, заключившая договор о содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома в отношении объекта, в соответствии с Правилами № 491.
Наличие договора со специализированной организацией на обслуживание лифтов лицензионным требованием по смыслу подп. «а» п. 3 Положения о лицензировании № 1110.
Определённая часть соответствующих работ может выполнять только специализированная организация (п. 5.10.1 Правил эксплуатации жилья N 170, п. 8 Правил оказания услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания ОИ в МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290).
Управляющая организация, как лицо, отвечающее за содержание ОИ МКД, несёт ответственность и за соответствие лифтового оборудования требованиям двух регламентов:
- ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»;
- ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования».
Для чего нужен договор на ТО лифтов? Во-первых, подпункт «в» п. 4.1 Положения № 1110 указывает, что если управляющая организация самостоятельно не выполняет все необходимые по Правилам № 743 работы, то отсутствие такого договора - грубое нарушение лицензионных требований. Во-вторых, протокол вправе составлять не только орган ГЖН, а «профильных» статей КоАП РФ уже три: ст. 9.1.1 КоАП РФ, ст. 14.1.3, ст. 14.43.
Пункт 16 Правил № 743 говорит, что владелец объекта обеспечивает осуществление одного или нескольких видов работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, объекта самостоятельно либо на основании соответствующего договора со специализированной организацией. В случае заключения указанного договора владелец объекта передает в специализированную организацию копию руководства (инструкции) по эксплуатации объекта.
Общее представление о требованиях к специализированной организации можно получить, изучив п. 17 Правил № 743, где при выборе подрядчика нас в первую очередь будет интересовать следующее:
а) наличие в штате квалифицированного персонала.
Численность и уровень квалификации указанного персонала определяются с учетом выполняемых квалифицированным персоналом трудовых функций, требований настоящих Правил, руководства (инструкции) по эксплуатации объекта и руководства (инструкции) по монтажу объекта (при наличии), а также с учетом условий, технического состояния и особенностей использования объекта и их количества. То есть если в МКД имеются супер-умные-современные лифты, то лучше переспросить, а есть ли в штате спецы, умеющие с ними работать?
б) для квалифицированного персонала - наличие производственных (должностных) инструкций, содержащих объем специальных знаний, соответствующих занимаемой должности, а также определяющих функции (с учетом требований профессионального стандарта), обязанности, права и ответственность.
Указанные инструкции должны содержать меры по приведению объекта в положение, исключающее возможность причинения вреда жизни и здоровью граждан, принимаемые в случае нахождения объекта в неисправном состоянии, а также порядок оповещения о возникновении аварий и инцидентов.
в) допуск квалифицированного персонала к выполнению соответствующих видов работ на основании распорядительного акта;
г) регистрация в качестве юридического лица или ИП на территории РФ;
д) наличие распорядительного документа, определяющего структуру управления, обеспечивающую каждому работнику сферу деятельности и пределы его полномочий, закрепление обязанностей квалифицированного персонала по организации работ, контролю их качества, охране труда, подготовке и повышению квалификации кадров.
Всё остальное тоже имеет значение, но это уже моменты, связанные непосредственно с исполнением договора.
3. Существенные условия договора
Поскольку рассматриваемый договор в общем и целом укладывается в рамки положений ГК РФ о подряде, то и существенные условия договора следует определить соответствующие.
При этом следует учитывать и специфику: владелец объекта проводит (сам или нанимает подрядчика):
- работы по монтажу и демонтажу объекта;
- аварийно-техническое обслуживание и обслуживание систем диспетчерского контроля;
- ремонт объекта.
Поскольку предметом договора подряда является выполнение определенной работы и передача результата заказчику (в том числе монтаж, демонтаж, ремонт, реконструкция и т. п.), первым существенным условием договора будет указание выполняемых работ в отношении конкретного «зоопарка» лифтов и подъёмников.
Вторым существенным условием будут сроки выполнения тех или иных видов работ. Также следует в качестве существенного оговорить условие о цене договора.
Таким образом, договором определяется перечень объектов и виды работ по:
- по монтажу, демонтажу объекта - в соответствии с документацией по установке объекта, руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта и руководством (инструкцией) по монтажу объекта (при наличии), проектом производства таких работ;
- по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту объекта, - в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта.
В случае отсутствия информации в руководстве (инструкции) по эксплуатации объекта о составе и периодичности работ по обслуживанию объекта должен быть определен состав работ, подлежащих выполнению со следующей периодичностью:
- ежемесячно;
- один раз в 3 месяца;
- один раз в 6 месяцев;
- один раз в 12 месяцев.
Договор должен также регламентировать вопросы:
- организации и выполнения аварийно-восстановительных и аварийно-технических работ;
- устранения неисправностей, не связанных с капитальным ремонтом (модернизацией) объекта, в срок, не превышающий 24 часов с момента его остановки.
Договор в части аварийно-технического обслуживания (АТО) объекта должны содержать условие о том, что АТО осуществляется круглосуточно, а также условия, регулирующие:
а) прием сведений о неисправностях объекта и возникновении аварийных ситуаций на объекте, их регистрация и передача квалифицированному персоналу для принятия соответствующих мер, а также контроль за исполнением таких мер;
б) устранение неисправностей объекта и неисправностей функционирования двусторонней переговорной связи и (или) диспетчерского (операторского) контроля за работой объекта.
В данном разделе мы говорим не о договорной ответственности заказчика и подрядчика, а о том, какие последствия повлечёт нарушение сторонами договора установленных государством обязательных требований. Само собой, что любой «чих» управляющей организации это потенциальный штраф по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, но есть и иные статьи.
С марта 2019 г. вступила в силу ст. 9.1.1 КоАП РФ «Нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах».
Исходя из Технического регламента «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) следует, что для обеспечения безопасности лифта при проектировании, изготовлении, монтаже и в течение назначенного срока службы предусматриваются средства и (или) меры для выполнения общих требований безопасности и, с учетом назначения и условий эксплуатации лифта, специальных требований безопасности, установленных приложением 1 к Техническому регламенту «Безопасность лифтов».
Для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта должны выполняться следующие требования:
а) использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя;
б) выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом;
в) проведение оценки соответствия в форме технического освидетельствования лифта в порядке, установленном ст. 6 Технического регламента «Безопасность лифтов»;
г) по истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению, выполнения модернизации или замене с учетом оценки соответствия.
Соответствие лифтов и устройств безопасности лифтов Техническому регламенту «Безопасность лифтов» обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно либо выполнением требований взаимосвязанных с Техническим регламентом «Безопасность лифтов» стандартов.
Также не следует забывать и о ст. 9.19 КоАП РФ «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
Административная ответственность по указанной статье наступает за эксплуатацию опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее - Закон № 225-ФЗ).
Часть 1 ст. 4 Закона № 225-ФЗ устанавливает, что владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены Законом № 225-ФЗ, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона № 225-ФЗ к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах), пассажирские конвейеры (движущиеся пешеходные дорожки).
Договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта на срок не менее чем 1 год (если иное не предусмотрено договором в отношении опасных объектов, указанных в вышеуказанном п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 225-ФЗ). Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца, который вручается страховщиком страхователю после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса (ч. 1 ст. 10 Закона № 225-ФЗ).
В случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию, установленной Законом № 225-ФЗ ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается (ч. 2 ст. 4 Закона № 225-ФЗ).